Дефлектор на вентиляцию в гараже своими руками схема

Для многих автовладельцев сохранность личного транспортного средства – не пустой звук. Они прибегают к различным способам ухода, ремонта, обслуживания автомобиля. Обустройство гаража – один из таких способов. Казалось бы, гаражное помещение вообще не нуждается в каком-либо значительном обустройстве. Но это в корне неверное утверждение. От создания комфортного гаражного пространства зависит здоровье человека, сохранность автомобиля. Здесь одним из первых возникает вопрос – как сделать вентиляцию в гараже, как с его помощью организовать то самое комфортное пространство? Давайте разбираться.

Гараж не является жилым пространством. Тем не менее в хорошей вентиляции нуждается так же, как и жилье человека. Приведем несколько подтверждений этому:

  • Ни для кого не новость, что внутри гаражного помещения постоянно скапливается конденсат, воздух наполнен застоявшейся сыростью. Это отрицательно сказывается на всем: самочувствии человека, металлических конструкциях строения, состоянии автомобиля (коррозия).
  • Хранение химических веществ, необходимых для ухода за авто, приводит к скоплению токсичных паров. К этому добавляются выхлопные газы от работы двигателя. Все вместе значительно загрязняет воздух гаража.
  • Также пары горючих веществ, химикатов, топлива в определенной концентрации взрывоопасны.

Организация правильного вентилирования гаража поможет справиться с перечисленными моментами. Ее задачами при этом являются:

  • нормализация уровня влажности (хорошо проветриваемое помещение впредь не будет сырым, застоявшийся воздух сменится на свежий);
  • предотвращение образования плесени на стенах, в яме.
  • удаление воздуха, содержащего пары топлива, токсические вещества;
  • выведение лишней влаги, попадающей вместе с транспортом;
  • просушивание кузова, наружных узлов автомобиля;
  • просушка смотровой ямы.

Необходимость проветривания приводит к вопросу о том, как правильно сделать вентиляцию в гараже. Возможны несколько вариантов того, как наладить смену воздушных масс в этом небольшом строении: естественный, принудительный, комбинированный. Рассмотрим каждый из них.

Естественная циркуляция воздушного потока основывается только на законах физики, аэродинамики. У входящего прохладного воздуха – пониженное давление. Он тяжелее комнатного, теплого и влажного, с давлением более высоким. За счет разницы температур, показателей давления происходит вытеснение застоявшегося теплого свежим тяжелым воздушным потоком. При условии, конечно, что система вентилирования налажена хорошо, на пути воздушных масс нет препятствий.

Это основной вариант организации проветривания гаража, требующий минимального вложения средств, сил. Воплощать его лучше всего еще на стадии строительства, когда можно беспроблемно установить вентиляционные трубы, отверстия.

К положительным моментам данного типа проветривания относится:

  • доступная стоимость;
  • простота самостоятельного монтажа.

Есть и отрицательные аспекты:

  • летом при температуре воздуха выше, чем внутри гаража, тяга сведется к минимуму, а то и вовсе иссякнет, проветривание на этом закончится;
  • перемена ветра может не лучшим образом сказаться на циркуляции воздушного потока внутри;
  • небольших параметров гаража может не хватить для создания той разницы температур/давления, которые необходимы для хорошей конвекции воздуха.

Тем не менее, наличие естественной вентиляции – уже хорошо. Пусть с перебоями, но проветривание все же будет. Это гораздо лучше, чем отсутствие вообще какого-либо движения воздуха.

Итак, общая схема, как сделать вентиляцию в гараже своими руками, довольно проста, минимальна по затратам. Приведенный ниже алгоритм одинаково применим ко всем вариантам вентилирования гаража, с небольшими дополнениями для каждого случая отдельно.

Материалы, которые пригодятся:

  • пластиковые/металлические/асбест-цементные трубы
  • решетки, колпак/дефлектор
  • инструменты для резки труб
  • инструменты для высверливания отверстий
  • крепежные механизмы
  • герметик.
  1. Определить местонахождение вентиляционных проемов, разметить.
  2. Выщитать диаметр труб исходя из общей площади гаража. Отталкиваться можно от требований санитарных норм, согласно которым для 10 м² необходимо 15 см диаметра трубы.
  3. Сделать вентиляционные проемы для приточного, вытяжного воздуховодов соответственно их диаметру.
  4. Вставить трубы в проемы, щели заделать монтажной пеной, герметиком.
  5. На внешние выходы воздуховодов устанавливаются решетка (от грызунов, мусора), защитный колпак (от атмосферных осадков), либо дефлектор (для усиления тяги).

Для принудительного/комбинированного способов есть некоторые дополнения, приведем их ниже. А пока несколько общих моментов, которых рекомендуется придерживаться, чтобы максимально эффективно организовать циркуляцию воздуха.

  • Вход приточной трубы внутри помещения располагается не выше 10-15 см от пола (для усиления разницы давления).
  • Вытяжной выход монтируется максимум на 10 см ниже потолка (также для усиления тяги).
  • Вентиляционные воздуховоды размещаются в противоположных углах строения. Это обеспечит максимально возможный охват пространства свежим воздухом прежде, чем он выйдет наружу.
  • Чем выше вытяжная труба, тем сильнее создается естественная тяга. Рекомендуется устанавливать так, чтобы внешний выход отстоял от крыши гаража минимум на 50 см.
  • Необходимо проследить, чтобы расстояние между внутренним приточным отверстием и наружным вытяжным выходом составляло не менее 3 м.
  • Чтобы усилить тягу возможно установить приточный воздуховод с диаметром вдвое большим, чем вытяжной.
  • Монтаж дефлектора на вытяжном воздуховоде также позволит усилить тягу.
  • Приточный/вытяжной каналы рекомендуется делать без изгибов. Диаметр по всей длине должен быть одинаковым, внутренняя поверхность максимально гладкой, чтобы не препятствовать движению воздушного потока.
  • По возможности учитывать наиболее частое направление ветра, сделав вытяжную трубу так, чтобы ветер не задувал в нее.

При естественном проветривании приточный воздуховод могут заменить вентиляционные решетки, вмонтированные внизу гаражных ворот. При этом их общий диаметр/размер также должен быть не меньше диаметра вытяжного канала, а лучше – вдвое больше.

Устройство вентиляции в деревянном доме. Схемы устройства и пояснения.

Читайте также:  Принудительная вентиляция подпола в частном доме

Принудительный (механический) способ проветривания гаражного помещения отличается от естественного применением специальных механизмов, усиливающих приток/отведение воздушных масс – осевых, канальных вентиляторов.

Механизмы устанавливаются внутри вентиляционных проемов/каналов, чтобы нагнетать/выводить воздух более эффективно. Их использование требует питания от электросети, к которой необходимо подключить. В остальном же схема монтажа ничем не отличается от вышеприведенной.

Преимущества:

  • Эффективный воздухообмен производится количеством воздушных масс, достаточным гаражному строению вместе со смотровой ямой.
  • Проветривание происходит независимо от атмосферных явлений, времени года, температуры воздуха снаружи.
  • Возможность регулирования процесса при помощи встроенного таймера, датчика движения и т.д.
  • Единственная возможность проветривания подземного гаража.

К недостаткам условно можно отнести:

  • Увеличение общей стоимости системы вентиляции.
  • Увеличение затрат на электроэнергию.

При желании (а также возможности) автовладельца можно установить внутри приточного канала вентиляционное устройство с фильтром очистки воздуха и колорифером (подогрев воздуха).

Еще одним (более дорогостоящим) вариантом организации принудительного вентилирования гаражного помещения может стать установка моноблочного устройства с рекуператором тепла. Состоит из двух блоков, предназначенных для подачи/очистки/обогрева свежего воздуха и выведения отработанного.

Устройство вентиляции в подвале гаража. Схемы и пояснения.

Объединяет два вышеописанных способа проветривания. Отведение застоявшегося воздуха организуется установленным внутри вытяжного проема/канала вентилятором. Таким образом усиливается тяга, благодаря которой приточные массы активнее поступают внутрь строения.

Механизмы могут быть осевые, канальные (по усмотрению). Подключаются к электросети. В целом же, схема построения комбинированной системы вентиляции идентична естественной.

  • Более эффективный воздухообмен по сравнению с естественным способом.
  • Отсутствует влияние погодных условий на качество проветривания.
  • Приемлемая стоимость по сравнению с принудительным способом воздухообмена.
  • Регулировка времени воздухообмена при помощи таймера.
  • Необременительный монтаж.
  • На вентилятор все-таки придется потратиться.
  • Хоть и небольшие, но затраты на электроэнергию будут.
  • Большее количество времени на установку.

Если гаражное помещение оборудовано смотровой ямой, она должна постоянно проветриваться. Здесь, как и во всем строении, без должного вентилирования скапливается конденсат, застаивается сырость. Как следствие – плесень на стенах, грибок, микроорганизмы и даже насекомые.

Как правило, чтобы проветрить, в яме достаточно организовать естественную циркуляцию воздушных масс. Делается это просто. По краям настила, возле приточного, вытяжного каналов оставляют зазоры (примерно 10-15 см). Там, где планируется приток воздуха, щель можно сделать вдвое больше противоположного отверстия, чтобы усилить тягу.

При автономном устройстве смотрового отсека понадобится оборудование отдельной системы воздухообмена. Принцип организации проветривания в яме такой же, как был приведен выше.

Важно помнить, что при открытом вытяжном зазоре в яме автомобиль над ним ставить крайне нежелательно. Ведь именно здесь проходит поток влажной воздушной массы, чтобы выйти наружу через вентиляционный канал. Его периодическое воздействие может привести к появлению коррозии элементов кузова машины.

Эффективный воздухообмен гаражного помещения крайне важен. Он защитит автомобиль от излишней влаги, обеспечит ему просушку после дождя/снега, предотвратит создание взрывоопасной ситуации, скопление токсичных паров внутри строения. Даже естественная вентиляция значительно улучшит процесс воздухообмена. Пусть не так регулярно, но помещение все-таки будет проветриваться.

Недостаточная или неэффективная вентиляция гаража способствует образованию конденсата на агрегатах автомобиля. Выхлопные газы и испарения рабочих жидкостей делают гаражную атмосферу небезопасной для автовладельца.

Чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо позаботиться о нормальной циркуляции воздухопотока. Тем более, что улучшение микроклимата в автомобильном боксе зачастую не требует особых инженерно-строительных навыков и значительных финансовых вливаний.

Мы подскажем вам, как рассчитать и сделать естественную вентиляцию гаража более эффективной, а также предложим альтернативные методы побуждения воздухообмена.

На заре автолюбительства машины нуждались в огороженном укрытии для выполнения текущего ремонта. Позже автомобили стали ценностью, требующей защиты от угона – надежного гаража с защищенным от проникновения периметром.

Опыт прежних поколений автовладельцев требует оберегать машину, хранить ее вгаражном боксе.

Но гараж хорош, если в нем имеется вентиляция. Заезжая на автостоянку после многокилометрового путешествия по дождливым и заснеженным трассам, автомобиль привозит с собой влагу. Помещение для машины традиционно невелико — влага быстро насыщает его атмосферу.

И если объем влажного воздуха в гараже не сменять 6 раз в час (лучше 10 раз), то авто непременно заржавеет.

СНиП 21-02-99 устанавливает зимнюю температуру хранения машины в размере +5 о С, если бокс отапливается. К слову, данный СНиП позволяет также не отапливать помещения гаража.

Комфортная для автовладельца температура (например, +15 о С) в зимнем гараже «некомфортна» для машины из-за таяния наледи и снега, налипших на нее. Рациональнее придерживаться нормативных 5 о С.

Норматив воздухообмена в гараже устанавливается по ОНТП 01-91 в объеме от 150 м 3 /ч на каждое машиноместо. Внешне задача несложная – определить диаметр воздуховодов, выставить один на приточку, второй на вытяжку и обновление атмосферы происходит.

Однако в условиях холодного климата России приточно-вытяжную систему в помещении закрытой автостоянки нужно проектировать пристальнее.

Чтобы построенная своими руками вентиляция в гараже работала, схема ее должна учитывать объем смены воздуха, сезонные перепады температур и розу ветров.

Естественная вентиляция автомобильного бокса прямо зависит от таких параметров:

  1. Температурной разности воздуха внутри помещения и вне его. Атмосфера гаража должна быть горячее и поэтому легче наружного воздуха. Тогда тяжелый и свежий воздух будет проникать в гараж через приточный воздуховод самотеком, стремясь заместить менее плотный объем внутренней атмосферы.
  2. Разности давления между вертикальными позициями притока и вытяжки. Необходим перепад более 3 м между приточным вводом и вытяжным выводом воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы (ветра). С наветренной стороны гаража устанавливается повышенное давление, с подветренной – пониженное. Необходимо поместить приточный воздуховод на стороне преобладающего направления ветра.
Читайте также:  Монтаж приточной вентиляции в частном доме

Игнорирование перечисленных условий приведет к полной неэффективности естественной вытяжки. Поэтому зимой следует установить в автомобильном боксе более высокую температуру по отношению к улице и уменьшить воздухообмен, регулируя степень открытия воздуховодов.

Летом требуется открыть приточно-вытяжные воздуховоды полностью, делая ставку на розу ветров.

Основной параметр воздухообмена – его кратность, т.е. число полных смен объема атмосферы в гараже «уличным» воздухом.

Зная нормированную кратность приточно-вытяжного воздухообмена (6-10 раз) и внутренний объем автомобильного бокса, необходимо вычислить потребление воздуха за час:

  • L – расход воздуха за час, м 3 /ч;
  • n – числовое значение норматива по кратности воздухообмена;
  • – воздушный объем гаража, м 3 .

Чтобы определить объем воздуха, вмещаемый гаражом, нужно перемножить его внутренние размеры ширины, длины и высоты.

Например, бокс шириной 4 м, длиной 6 и высотой 2,7 м вмещает Vг=4•6•2,7=64,8 м 3 . При выборе, скажем, семикратного воздухообмена за час такому гаражу потребуется L=7•64,8=453,6 м 3 .

Для подбора сечения воздуховодов приточки и вытяжки, полученное значение L следует округлить в сторону увеличения, добившись его кратности к 5.

Поэтому, полученное в нашем расчете значение расхода воздуха, необходимо увеличить до 455 м 3 , т.к. это число делится на 5 без остатка – 455:5=91.

Далее — смотрим изображение диаграммы диаметра воздуховодов и подбираем подходящий параметр.

Учитывая, что скорость воздуха в каналах естественной вентиляции составляет порядка 0,5-1 м/с, для рассчитанного выше «примерного» гаража необходимы круглые воздуховоды диаметром от 500 мм. Либо профилированные, с внутренним сечением от 450х500 мм.

Для улучшения воздушного притока можно установить на высоте до полуметра от пола гаража не трубу-воздуховод, а решетчатый воздухозаборник. Причем, его сечение должно быть вдвое-втрое большим, чем у вытяжной трубы. Вентиляция улучшится, но зимой автомобильный бокс промерзнет.

Необходимо оснастить приточную решетку и вытяжку сдвижными или съемными крышками, позволяющими уменьшать сечение воздухозаборника при потребности.

Обращаем внимание на последовательность частичного перекрытия вытяжного и приточного проемов – сначала приточка, затем вытяжка.

При этом важно, чтобы сечение вытяжной трубы не оказалось больше сечения приточного воздухозаборника – произойдет опрокидывание тяги. Поэтому при частичном закрытии приточного воздуховода следует обязательно уменьшить сечение вытяжной трубы.

Вытяжной воздуховод необходимо выводить строго вертикально и, по меньшей мере, на 500 мм над плоскостью гаражной кровли.

Над двухскатной крышей вытяжку необходимо поднимать на высоту, соответствующую близости к ней кровельного конька (см. схему на изображении).

Если в гаражном помещении устраивается смотровая яма для проведения ремонтов и погреб для хранения продуктов, то для вентиляции подземных помещений потребуется монтаж отдельных воздуховодов приточки и вытяжки.

Таким образом, необходима самостоятельная труба на подаче воздуха в погреб и вторая, вертикальная – на вытяжку.

Не применяя механические инструменты усиления воздухообмена, добиться стабильного обновления атмосферы в помещении гаража можно двумя способами – нагревом вытяжной трубы и установкой на ней дефлектора.

Прогретый воздух легче холодных воздушных масс, поступающих через приточный воздухозаборник. Стремясь к наивысшей точке, он выходит через вытяжной вентканал, заменяясь свежим воздухом снаружи – давление внутренней (в гараже) и внешней (на улице) атмосфер должно сравняться.

Чтобы улучшить прогрев воздуха в верхнем слое атмосферы внутри холодного гаража, нужно выкрасить вытяжной канал черным. В итоге стенки воздуховода поглотят максимальное количество солнечной энергии и будут нагревать воздух внутри канала, побуждая его интенсивнее двигаться вверх.

Планируя естественную вентиляцию с учетом черного окраса, не следует осуществлять теплоизоляцию вентканала. Однако для метода «прогрев лампой накаливания» теплоизолировать вытяжной воздуховод крайне необходимо.

С осени в гараже становится холодно. Для автомобиля это не проблема, но для приточно-вытяжной вентиляции – очень плохо.

Если горячий двигатель первый час после заезда в бокс еще послужит источником тепла для воздуха, то спустя пару часов в неотапливаемом гараже установится температура, практически равная уличной. И естественная вентиляция перестанет действовать.

Сохранить воздухообмен и предотвратить обледенение вытяжного канала (в нем будет накапливаться конденсат) позволит обычная 40 ваттная лампа накаливания.

Достаточно подвесить ее патрон под проемом вертикального канала вытяжки и оставить включенной. Тепла, генерируемого лампой, хватит для движения воздуха на скорости 0,2-0,4 м/с.

Причем канал воздуховода обязательно нужно обернуть теплоизоляционным материалом и убедиться, что в утеплитель не поступает влага. Тепла от лампы накаливания немного, на полную длину вытяжной трубы его может не хватить и воздух быстро остынет.

Заметим, что применение люминесцентных или светодиодных ламп улучшению воздухообмена не способствует – они генерируют значительно меньше тепловой энергии. Пригодны только лампы накаливания.

Это устройство способствует увеличению вытяжной тяги до 20% без применения каких-либо механических приспособлений – за счет образования зоны низкого давления у оголовья воздуховода.

Основываясь на законе Бернулли, дефлекторы меняют движение потоков воздуха благодаря своей конструкции (сечению).

Ветер вынужден огибать изогнутый корпус дефлектора, что приводит к образованию миниатюрных зон относительного вакуума, побуждающих массу воздуха в трубе двигаться вверх.

Читайте также:  Система вентиляции входит в общее имущество многоквартирного дома

Конструктивно вентиляционный дефлектор (на примере проекта ЦАГИ) состоит из таких элементов:

  1. Диффузора (стакана), имеющего форму усеченной конической трубы. Узкой стороной он одевается на вытяжную трубу. Способствует установлению разницы воздушного давления и усилению тяги.
  2. Колпака (зонта), предохраняющего канал воздуховода от проникновения летучего мусора и атмосферных осадков.
  3. Внешнего корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Создает зоны низкого давления путем рассечения ветрового потока.

Тип дефлектора ЦАГИ широко используется для усиления естественной тяги вентиляционных труб в России. Наряду с ним известны тарельчатые, флюгерные, Н-образные и ротационные дефлекторы.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно — наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Преимуществом объединения естественной вентиляции с маломощной механической системой является гарантированное обновление атмосферы гаража при любой погоде.

Ни безветрие, ни летняя жара не ослабляют работоспособность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции схожа полностью с устройством системы естественного воздухообмена. Применяется то же расположение приточного и вытяжного воздуховодов, то же сечение воздушных труб и дефлектор на верхнем конце вытяжного канала.

Одна разница – установка в полость вытяжного воздуховода осевого или центробежного вентилятора.

Мощность вентиляционной установки не должна превысить 100 Вт, этого достаточно. Встраивать вентилятор требуется в утепленный сегмент воздуховода, иначе в него поступит конденсат.

Для управления работой такого вентилятора пригодится электронный таймер, встроенный в переходник между электророзеткой и вилкой питания вытяжного устройства.

Держать вытяжной вентилятор длительно включенным невыгодно из-за его энергопотребления, да и необходимости в этом нет. К тому же зимой комбинированная вентиляция гаража окажется чересчур эффективна и сильно выстудит бокс.

Переходник с таймером позволит задать периодичность и длительность работы вентилятора в течение 24 часов и на несколько дней вперед.

Отметим, что при выборе достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может потребоваться более крупное сечение для вытяжного воздуховода. Напоминаем, что выбор сечения проводящей воздух трубы зависит от скорости воздушного потока.

При недостаточном внутреннем диаметре вытяжка будет громко шуметь и плохо тянуть воздух.

Ее главное преимущество в независимости от природных факторов. Основных недостатков два: зависимость от электроэнергии; достаточно высокая стоимость. Приток воздуха и удаление отработанного воздушного объема выполняют центробежные вентиляторы.

В автомобильных боксах устанавливаются следующие системы механической вентиляции:

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс собирается из нескольких самостоятельных блоков, обеспечивающих закачку и подготовку приточного воздуха, а также отвод загрязненной атмосферы. Такие модули работают независимо, для их совместной работы необходимы управляющие датчики.
  • Моноблочные. Каждый такой блок является завершенным устройством механической вентиляции, он отвечает за приточку и вытяжку одновременно. Среди моноблочных вентиляционных устройств экономичными считаются модели, снабженные рекуперационными пластинами. Рекуперация позволяет минимизировать энергозатраты на обогрев приточного воздуха.

Моноблочную механическую вентиляцию проще установить, подготовив единственное отверстие в стене гаража. Однако снабжающий воздухом комплекс, укомплектованный из необходимых модулей, является более производительным.

Свежий воздух перед поступлением в воздуховоды фильтруется и, в холодный сезон, нагревается. Его подача в помещение гаража ведется по воздушным каналам через забранные решетками отверстия, проделанные в полу или в стенах практически вровень с полом, а также в стенках смотровой ямы.

Забор отработанного воздуха происходит через вытяжную трубу, в канал которой установлен вентилятор достаточной мощности.

В крупных автобоксах, рассчитанных на несколько машин, вытяжку эффективнее выполнять через воздуховоды и при помощи канальной вентиляционной установки.

Если в гараже предполагается выполнять ремонтные работы с выполнением сварки и покраски металлических деталей, требуется серьезная вытяжка, которой необязательно пользоваться постоянно.

Как соорудить систему для временного использования? Давайте рассмотрим один весьма интересный вариант:

Техническую суть оригинальной инженерной задумки поможет оценить следующая фото-подборка:

Представленное к рассмотрению решение позволяет ремонтировать автомобиль зимой, не открывая нараспашку ворота.

Мастер сможет трудиться в нормальных для него температурных условиях, не облачаясь в затрудняющую движения теплую робу. Вытяжка будет выводить вредные токсины в вентиляционное отверстие при закрытых дверях.

Эффективная система естественной вентиляции в реальном гараже с подвалом:

Как утеплить вытяжную трубу над гаражом, чтобы прекратить накопление конденсата и обмерзание:

Механические приточно-вытяжные системы применяются в отапливаемых гаражных помещениях. Для неотапливаемых автобоксов лучше подойдет комплекс естественной вентиляции. Подземные гаражи допустимо вентилировать только лишь средствами механической вентиляции, подключая контроллеры угарного газа.

Подыскиваете способ улучшения воздухообмена в гараже? Или есть опыт использования механических вентустановок? Оставляйте, пожалуйста, комментарии к статье и задавайте вопросы. Блок для связи расположен ниже.