Для чего нужна вентиляция в гараже

Данная статья предназначена для тех, кто хочет продлить жизнь своего «железного коня» в условиях гаражного хранения. Из нее вы узнаете, как правильно обустроить такое строение различными системами вентиляции для предотвращения коррозионных процессов на своем авто.

Вначале немного о функциях гаражной вентиляции как таковой. При въезде автомобиля в гараж попадание в его помещения грязи, дождевой воды, снега и выхлопных газов неизбежно. Влага образует ненужные водяные пары, а газы для здоровья вредны. Поэтому функции вентиляции следующие:

  • удаление из помещений гаража автомобильного выхлопа и паров
  • сушка кузова авто после всевозможных осадков
  • продувание гаражной смотровой ямы
  • ликвидация конденсата на поверхности конструкций во имя их спасения.

Теперь давайте разберемся, какие системы имеет вентиляция в гараже. Оказывается, их всего три типа: механическая система , естественная и комбинированная.

Несомненно, что эта система является самой передовой из всех существующих. Это связано с тем, что с помощью своих двух подсистем механическая вентиляция способна организовать в гаражном помещении одновременный приток чистого воздуха и вытяжку вредных паров.

Одна из них, подсистема притока воздуха, снабжена фильтром для входящего воздуха, вентилятором и электрокалорифером для подогрева воздушных потоков. Другая, вытяжная подсистема, включает в себя осевой вентилятор и воздуховод с дополнением в виде канальной вытяжки.

Для управления механической вентиляцией применяются модули и моноблоки:

  • Модульная конструкция состоит из независимых блоков, объединенных в одну конструкцию специальными датчиками.
  • Моноблок выполняет обе функции притока и вытяжки. Для снижения расхода электричества на нагрев приточного воздуха он комплектуется специальными рекуператорами пластинчатой формы.

Естественная вентиляция гаража происходит за счет ветрового воздействия и разной плотности внутреннего и наружного воздуха. Подавляющее большинство автолюбителей выбирают именно эту систему вентилирования своего гаража как наиболее простую и дешевую.

В ней приточный воздух поступает из нижних отверстий, расположенных по обем сторонам ворот. Далее он смешивается с внутренними парами или газами и удаляется через вытяжку-дефлектор, расположенную на крыше с противоположной относительно ворот стороны гаража.

Дефлектор располагается над воздуховодомрасположенном на 0,5м выше кровли. Его воздуховод изготавливается из асбестовой трубы или жести. Для исключения набора конденсата на трубу надевается теплоизоляция. По теме вентиляции гаража схема ниже:

В этой системе приточный поток воздуха поступает в гараж естественным путем, а его вытяжка осуществляется механическим способом.

Для принудительной вытяжки используется воздуховод со встроенным электрическим вентилятором. Когда он работает, отработанный воздух вытесняется наружу, освобождая место чистым его потокам с улицы, которые поступают через приточный воздуховод естественным путем.

Недостатком этой системы является отсутствие фильтрации воздушного притока и переохлаждение помещения зимой.

Правильная вентиляция в гараже проектируется еще на этапе его постройки. Для неотапливаемых гаражей больше подходит естественная вентиляция, а для отапливаемых и любых подземных гаражей – механическая система.

Во всех видах вентиляционных систем на входных и выходных отверстиях устанавливаются жалюзи или решетки. Это позволяет регулировать площадь сечения протоков и защищать гараж от мусора, грязунов, вандалов и прочей гадости.

Расчет вентиляции гаража выполняется довольно просто.

На квадратный метр его площади приходится 15мм диаметра трубы для притока или вытяжки воздуха. Наглядно это можно пояснить на примере:

  • для гаража размерами 6х4м с его площадью 24м2 потребуются воздуховоды диаметром 360мм (т.е.24х15мм).
Читайте также:  Вытяжная вентиляция в частном доме схема

Вентиляция гаража, как правильно установленная система, прослужит своему владельцу не один год. Ниже мы разберемся, как это сделать недорого и своими руками.

Сразу стоит оговориться, что самая «продвинутая» — механическая вентиляция, требует немалых финансовых затрат от 1200у.е. и участия профессионала в этом деле. Поэтому рассмотрим варианты попроще.

Для работы потребуются решетки под отверстия в стенах, металлические или асбестовые трубы.

  • Вначале выполняются приточные и вытяжные отверстия в стенах гаража. Одно из них размещается в районе ворот на расстоянии 15см от пола. В нижнее отверстие устанавливается небольшой воздуховод, который возвышается над грунтом снаружи на 30 — 40см.
  • Другое отверстие делается на противоположной стене гаража. Его расстояние — 15см от потолка. Установленная в нем труба, поднимается над крышей на 50см. Отверстия оборудуются решетками, а трубы – защитными «грибками».
  • Чтобы в такой системе был необходимый перепад давления, расстояние между высотами притока и вытяжки должно быть более 3м.

Эффективность такой вентиляции связана напрямую со скоростью перемещения воздуха через помещение. А та, в свою очередь – с величиной разницы температур. Поэтому, если внутри гаража температура ниже наружной, вентиляция работать не будет. Холодный воздух опускается вниз и не выходит через верхнюю вытяжку.

Исходя из этого, приточный воздуховод располагайте так, чтобы в него нагнетался ветровой поток. К сожалению, такое не всегда осуществимо – ветру не прикажешь.

Комбинированная система вентиляции работает круглый год. Ее принудительная вытяжка – оптимальный вариант по цене и качеству. Вытяжной 100-ваттный вентилятор устанавливается в изолированном воздуховоде и потребляет минимальное количество электроэнергии. Недостатком является необходимость его проверки на корректность работы. Это можно «смягчить» установкой реле автоматического отключения вентилятора.

Теперь когда вы знаете, как правильно сделать вентиляцию гаража, обеспечение разумной влажности и создание нормального микроклимата сохранит ваше авто в наилучшем виде.

Стандартная конструкция гаража предусматривает, как минимум, одну вентиляционную систему, в которой воздухообмен в помещении осуществляется за счет естественной вентиляции. Понятно, что производительность и напор в этом случае значительно уступают схемам принудительного вентилирования с использованием вентиляторов и воздуходувок, но естественная вентиляция в гараже обладает неоценимым качеством – практически стопроцентной надежностью и устойчивостью работы при ее правильном проектировании.

В основе системы воздухообмена без использования всевозможных нагнетающих вентиляторных устройств заложен принцип воздушного шара – теплый воздух вытесняется из помещения гаража или подвала за счет гидростатического давления более холодного и тяжелого наружного воздушного столба. Разница в плотности и удельном весе холодного и теплого воздуха очень небольшая, но все же ее хватает, чтобы обеспечивать естественный воздухообмен с кратностью в 3- 4 меры в час.

Естественной системе вентиляции присущи некоторые «врожденные» недостатки:

  • Невысокая производительность в условиях стандартного гаража, несколько возрастающая в холодное время года и уменьшающаяся практически до минимума в летний зной;
  • Высокая чувствительность к всевозможным поворотам при неграмотной балансировке потоков воздуха внутри помещения гаража;
  • Необходимость тщательного подбора параметров воздуховодов и точек расположения приточных окон и вытяжной трубы.
Читайте также:  Вентиляция в кафе в многоквартирном доме

На самом деле даже в испепеляющую жару естественное движение воздуха по трубам воздуховодов не прекращается до нуля. При любой температуре всегда существует горизонтальное движение воздуха, в жару или сильный мороз еле уловимое, но оно есть, поэтому естественная вентиляция, отличие от принудительных систем вентилирования, никогда не умирает до конца.

Такой производительности явно недостаточно для полноценной вентиляции гаража, но это все же лучше, чем полная остановка движения воздуха в вентиляционных системах, например, при отключении электроэнергии или перегорании мотора.

Чтобы система естественного воздухообмена удовлетворяла минимальным санитарным требованиям к помещению гаража, при ее планировании и обустройстве необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Приточные отверстия должны располагаться на максимально низком расстоянии от поверхности земли, срез вытяжной трубы стараются расположить на максимальной высоте. При этом подводов может быть несколько, а труба вытяжки для помещения гаража только одна, для подвала необходимо устанавливать свою отдельную вытяжную трубу;
  2. Чтобы уменьшить количество застойных зон и обеспечить максимальное обтекание транспорта, хранящегося в гараже, приточные окна вентиляции должны делаться на максимальном горизонтальном удалении от вытяжной трубы.
  3. Для обеспечения вентилирования помещения площадью в 15 м 2 с нормальной кратностью воздухообмена 4- 5 раз в течение часа, потребуется вытяжная труба 100 мм. При увеличении площади гаража с каждым дополнительным квадратным метром диаметр трубы увеличивается на 10 мм.

Кроме того, приведенный расчет выполнялся для стандартной высоты среза трубы вентиляции в 3000 мм над грунтом. Одна труба для вентиляции гаража, поднятая на высоту в 5 м, покажет производительность на 40% больше суммарной пропускной способности двух труб с высотой установки в 3 м.

Увеличение диаметра вытяжного канала от расчетного значения не всегда приводит к увеличению тяги. Уменьшение диаметра делает работу естественной вентиляции более стабильной, но снижает производительность. Оптимальную величину производительности естественной вентиляции можно получить, исходя из приведенных расчетов. При этом размеры приточных окошек должны соответствовать диаметру вытяжки.

Самый простой вариант построения системы естественной вентиляции изображен на схеме.

Для забора естественной вентиляцией внешнего воздуха, холодного и тяжелого, используются два приточных окна диаметром, равным диаметру вытяжной трубы. Из-за того, что вход в вентиляцию располагается на максимально низкой высоте, всего 10- 15 см над грунтом, срез окна чаще всего закрывается перфорированной стальной пластиной, чтобы предупредить возможное проникновение в помещение гаража насекомых и грызунов. Из-за решетки полезная площадь заборных окон уменьшается вдвое, поэтому приходится устанавливать два окна.

Если в гараже хранится автомобиль или другое транспортное средство, зачастую приточные окна естественной вентиляции выполняют в виде вентиляционных решеток на нижней части гаражных ворот. Вытяжную вентиляцию располагают на задней стене в виде двух приемных труб малого диаметра, примерно 50- 70 мм. Приемное окно одной из труб устанавливают в районе потолка, вторую на высоте 60- 70 см над полом. В результате большая часть воздуха, засасываемого естественной вентиляцией гаража, будет разделена на два потока. Третья часть воздушной массы будет протекать под автомобилем, нагреваться и засасываться нижним срезом вытяжной системы. Две трети потока будут обтекать автомобиль по наружной поверхности, и засасываться припотолочным вытяжным каналом.

Читайте также:  Требования к вентиляции котельной в частном доме для газа

Таким образом, у хозяина гаража есть возможность сохранить свой автомобиль в идеальном состоянии без использования дорогостоящей приточно- вытяжной вентиляции. При желании достаточно просто собрать естественную вентиляцию гаража своими руками.

Чтобы изготовить своими руками систему естественного воздухообмена помещения гаража, необходимо сделать две простые вещи. Первое – с помощью цилиндрического сверла вырезать в стене отверстие, диаметром 120 мм. Если стены усилены арматурой, то проще сделать заборное окно в виде щели или нескольких отверстий меньшего диаметра. Срез располагается на высоте 20 см над отмосткой фундамента гаража. Срез приемного окна затягиваем тонкой стальной сеткой или решеткой, чтобы мышам и крысам было неповадно искать убежище в гараже.

Более сложным является установка вытяжной трубы. Прежде всего, потребуется асбестовая или пластиковая труба, диаметром в 100 мм. Не используйте стальные, чугунные или жестяные, алюминиевые трубы под вытяжку. Лучше всего подойдет асбестоцемент или стеклопластик, на худой конец обычную канализационную пластиковую трубу, усиленную обмоткой на пенополиуретановой пене. Про металл забудьте и выкиньте из головы. В стальной трубе воздух очень быстро остывает, и тяга падает почти в два раза. В зимнее время можно легко получить обратную тягу или удар, когда холодный воздух пойдет внутрь помещения через вытяжной канал.

Для установки вытяжки выбираем место в верхней точке гаража, пересекая помещение по диагонали. Отверстие под вытяжку режем аккуратно несколькими цилиндрическими сверлами по бетону. Чем выше труба, тем лучше тяга, но больше опасность опрокидывания под порывами ветра или из-за птиц, способных часами сидеть на теплом защитном козырьке вентиляционной системы. В некоторых случаях крышку набивают острыми гвоздями или шурупами. Основание трубы усиливают насадкой из пены и рубероида.

В завершении тягу в вытяжном канале проверяют с помощью небольшого импровизированного факела или сигаретного дыма.

Для нормальной работы естественной вентиляции гаража пространство между приточным окном и вытяжной трубой не должно загромождаться шкафами, стеллажами, любыми предметами, препятствующими движению потоков воздуха. Если вам необходимо обеспечить в гараже локальный отвод воздуха, например, от рабочего стола или верстака, где выполняются сварочные работы, в этом случае необходимо проложить дополнительный воздуховод от вытяжной трубы к месту работы.

Для подвального помещения обычно устанавливают приточную систему, при этом заборные окна располагают на высоте от 40 до 80 см, а наружный воздух направляют внутрь подвала по дополнительному каналу, изготовленному из той же канализационной, стальной или асбестоцементной трубы. Для вывода воздуха изготавливается и устанавливается свой вытяжной канал, диаметром в 60- 70мм.

Наличие подвального помещения с хранилищем овощей сказывается на состоянии автомобильной техники, хранимой в гараже, самым негативным образом. Поэтому специалисты рекомендуют либо выполнять отдельный вход в подвальное помещение, либо оснащать гараж принудительной приточно- вытяжной вентиляцией. Из-за слабой тяги естественная вентиляция требует регулярной чистки каналов и воздуховодов. Как минимум, раз в году каналы вытяжки естественной вентиляции прожигают факелом из свернутой газеты, чтобы удалить огромное количество паутины и мусора, скопившегося за лето.