Как сделать в гараже вентиляцию простую

Для многих автовладельцев сохранность личного транспортного средства – не пустой звук. Они прибегают к различным способам ухода, ремонта, обслуживания автомобиля. Обустройство гаража – один из таких способов. Казалось бы, гаражное помещение вообще не нуждается в каком-либо значительном обустройстве. Но это в корне неверное утверждение. От создания комфортного гаражного пространства зависит здоровье человека, сохранность автомобиля. Здесь одним из первых возникает вопрос – как сделать вентиляцию в гараже, как с его помощью организовать то самое комфортное пространство? Давайте разбираться.

Гараж не является жилым пространством. Тем не менее в хорошей вентиляции нуждается так же, как и жилье человека. Приведем несколько подтверждений этому:

  • Ни для кого не новость, что внутри гаражного помещения постоянно скапливается конденсат, воздух наполнен застоявшейся сыростью. Это отрицательно сказывается на всем: самочувствии человека, металлических конструкциях строения, состоянии автомобиля (коррозия).
  • Хранение химических веществ, необходимых для ухода за авто, приводит к скоплению токсичных паров. К этому добавляются выхлопные газы от работы двигателя. Все вместе значительно загрязняет воздух гаража.
  • Также пары горючих веществ, химикатов, топлива в определенной концентрации взрывоопасны.

Организация правильного вентилирования гаража поможет справиться с перечисленными моментами. Ее задачами при этом являются:

  • нормализация уровня влажности (хорошо проветриваемое помещение впредь не будет сырым, застоявшийся воздух сменится на свежий);
  • предотвращение образования плесени на стенах, в яме.
  • удаление воздуха, содержащего пары топлива, токсические вещества;
  • выведение лишней влаги, попадающей вместе с транспортом;
  • просушивание кузова, наружных узлов автомобиля;
  • просушка смотровой ямы.

Необходимость проветривания приводит к вопросу о том, как правильно сделать вентиляцию в гараже. Возможны несколько вариантов того, как наладить смену воздушных масс в этом небольшом строении: естественный, принудительный, комбинированный. Рассмотрим каждый из них.

Естественная циркуляция воздушного потока основывается только на законах физики, аэродинамики. У входящего прохладного воздуха – пониженное давление. Он тяжелее комнатного, теплого и влажного, с давлением более высоким. За счет разницы температур, показателей давления происходит вытеснение застоявшегося теплого свежим тяжелым воздушным потоком. При условии, конечно, что система вентилирования налажена хорошо, на пути воздушных масс нет препятствий.

Это основной вариант организации проветривания гаража, требующий минимального вложения средств, сил. Воплощать его лучше всего еще на стадии строительства, когда можно беспроблемно установить вентиляционные трубы, отверстия.

К положительным моментам данного типа проветривания относится:

  • доступная стоимость;
  • простота самостоятельного монтажа.

Есть и отрицательные аспекты:

  • летом при температуре воздуха выше, чем внутри гаража, тяга сведется к минимуму, а то и вовсе иссякнет, проветривание на этом закончится;
  • перемена ветра может не лучшим образом сказаться на циркуляции воздушного потока внутри;
  • небольших параметров гаража может не хватить для создания той разницы температур/давления, которые необходимы для хорошей конвекции воздуха.

Тем не менее, наличие естественной вентиляции – уже хорошо. Пусть с перебоями, но проветривание все же будет. Это гораздо лучше, чем отсутствие вообще какого-либо движения воздуха.

Итак, общая схема, как сделать вентиляцию в гараже своими руками, довольно проста, минимальна по затратам. Приведенный ниже алгоритм одинаково применим ко всем вариантам вентилирования гаража, с небольшими дополнениями для каждого случая отдельно.

Материалы, которые пригодятся:

  • пластиковые/металлические/асбест-цементные трубы
  • решетки, колпак/дефлектор
  • инструменты для резки труб
  • инструменты для высверливания отверстий
  • крепежные механизмы
  • герметик.
  1. Определить местонахождение вентиляционных проемов, разметить.
  2. Выщитать диаметр труб исходя из общей площади гаража. Отталкиваться можно от требований санитарных норм, согласно которым для 10 м² необходимо 15 см диаметра трубы.
  3. Сделать вентиляционные проемы для приточного, вытяжного воздуховодов соответственно их диаметру.
  4. Вставить трубы в проемы, щели заделать монтажной пеной, герметиком.
  5. На внешние выходы воздуховодов устанавливаются решетка (от грызунов, мусора), защитный колпак (от атмосферных осадков), либо дефлектор (для усиления тяги).

Для принудительного/комбинированного способов есть некоторые дополнения, приведем их ниже. А пока несколько общих моментов, которых рекомендуется придерживаться, чтобы максимально эффективно организовать циркуляцию воздуха.

  • Вход приточной трубы внутри помещения располагается не выше 10-15 см от пола (для усиления разницы давления).
  • Вытяжной выход монтируется максимум на 10 см ниже потолка (также для усиления тяги).
  • Вентиляционные воздуховоды размещаются в противоположных углах строения. Это обеспечит максимально возможный охват пространства свежим воздухом прежде, чем он выйдет наружу.
  • Чем выше вытяжная труба, тем сильнее создается естественная тяга. Рекомендуется устанавливать так, чтобы внешний выход отстоял от крыши гаража минимум на 50 см.
  • Необходимо проследить, чтобы расстояние между внутренним приточным отверстием и наружным вытяжным выходом составляло не менее 3 м.
  • Чтобы усилить тягу возможно установить приточный воздуховод с диаметром вдвое большим, чем вытяжной.
  • Монтаж дефлектора на вытяжном воздуховоде также позволит усилить тягу.
  • Приточный/вытяжной каналы рекомендуется делать без изгибов. Диаметр по всей длине должен быть одинаковым, внутренняя поверхность максимально гладкой, чтобы не препятствовать движению воздушного потока.
  • По возможности учитывать наиболее частое направление ветра, сделав вытяжную трубу так, чтобы ветер не задувал в нее.
Читайте также:  Устройство вентиляции подвала в кирпичном доме

При естественном проветривании приточный воздуховод могут заменить вентиляционные решетки, вмонтированные внизу гаражных ворот. При этом их общий диаметр/размер также должен быть не меньше диаметра вытяжного канала, а лучше – вдвое больше.

Устройство вентиляции в деревянном доме. Схемы устройства и пояснения.

Принудительный (механический) способ проветривания гаражного помещения отличается от естественного применением специальных механизмов, усиливающих приток/отведение воздушных масс – осевых, канальных вентиляторов.

Механизмы устанавливаются внутри вентиляционных проемов/каналов, чтобы нагнетать/выводить воздух более эффективно. Их использование требует питания от электросети, к которой необходимо подключить. В остальном же схема монтажа ничем не отличается от вышеприведенной.

Преимущества:

  • Эффективный воздухообмен производится количеством воздушных масс, достаточным гаражному строению вместе со смотровой ямой.
  • Проветривание происходит независимо от атмосферных явлений, времени года, температуры воздуха снаружи.
  • Возможность регулирования процесса при помощи встроенного таймера, датчика движения и т.д.
  • Единственная возможность проветривания подземного гаража.

К недостаткам условно можно отнести:

  • Увеличение общей стоимости системы вентиляции.
  • Увеличение затрат на электроэнергию.

При желании (а также возможности) автовладельца можно установить внутри приточного канала вентиляционное устройство с фильтром очистки воздуха и колорифером (подогрев воздуха).

Еще одним (более дорогостоящим) вариантом организации принудительного вентилирования гаражного помещения может стать установка моноблочного устройства с рекуператором тепла. Состоит из двух блоков, предназначенных для подачи/очистки/обогрева свежего воздуха и выведения отработанного.

Устройство вентиляции в подвале гаража. Схемы и пояснения.

Объединяет два вышеописанных способа проветривания. Отведение застоявшегося воздуха организуется установленным внутри вытяжного проема/канала вентилятором. Таким образом усиливается тяга, благодаря которой приточные массы активнее поступают внутрь строения.

Механизмы могут быть осевые, канальные (по усмотрению). Подключаются к электросети. В целом же, схема построения комбинированной системы вентиляции идентична естественной.

  • Более эффективный воздухообмен по сравнению с естественным способом.
  • Отсутствует влияние погодных условий на качество проветривания.
  • Приемлемая стоимость по сравнению с принудительным способом воздухообмена.
  • Регулировка времени воздухообмена при помощи таймера.
  • Необременительный монтаж.
  • На вентилятор все-таки придется потратиться.
  • Хоть и небольшие, но затраты на электроэнергию будут.
  • Большее количество времени на установку.

Если гаражное помещение оборудовано смотровой ямой, она должна постоянно проветриваться. Здесь, как и во всем строении, без должного вентилирования скапливается конденсат, застаивается сырость. Как следствие – плесень на стенах, грибок, микроорганизмы и даже насекомые.

Как правило, чтобы проветрить, в яме достаточно организовать естественную циркуляцию воздушных масс. Делается это просто. По краям настила, возле приточного, вытяжного каналов оставляют зазоры (примерно 10-15 см). Там, где планируется приток воздуха, щель можно сделать вдвое больше противоположного отверстия, чтобы усилить тягу.

При автономном устройстве смотрового отсека понадобится оборудование отдельной системы воздухообмена. Принцип организации проветривания в яме такой же, как был приведен выше.

Важно помнить, что при открытом вытяжном зазоре в яме автомобиль над ним ставить крайне нежелательно. Ведь именно здесь проходит поток влажной воздушной массы, чтобы выйти наружу через вентиляционный канал. Его периодическое воздействие может привести к появлению коррозии элементов кузова машины.

Эффективный воздухообмен гаражного помещения крайне важен. Он защитит автомобиль от излишней влаги, обеспечит ему просушку после дождя/снега, предотвратит создание взрывоопасной ситуации, скопление токсичных паров внутри строения. Даже естественная вентиляция значительно улучшит процесс воздухообмена. Пусть не так регулярно, но помещение все-таки будет проветриваться.

Читайте также:  Кухня с выступом вентиляции 6 метров

Правильно установленная принудительная или естественная вентиляция в металлическом гараже снизит риски коррозии, которые часто наблюдаются в гаражных боксах. На металлических стенках всегда образуется водный конденсат, а на крыше зимой появляется наледь, которая разрушает покрытие. Как недорого и быстро сделать хорошую вентиляцию в металлическом гараже?

Тип вентиляции нужно выбирать, ориентируясь на особенности конструкции помещения, наличия погреба или смотровой ямы, варианта фундамента и варианта утепления и гидроизоляции покрытия пола в гараже. Вентиляция может быть трех видов:

  • естественная вентиляционная система – воздух с улицы через вентиляционные отверстия поступает в помещение и выводится вместе с влажными парами путем естественного сквозняка. Такая система хороша тем, что не требует наличия электросети и такую систему в металлическом гараже легко сделать самому;
  • принудительная вентиляция – надо устанавливать вентилятор, который и будет гонять воздух по гаражу. Постоянно использовать электрическую вентиляцию дорого, но, для боксов, которые установлены на земляном полу, и в которых ежедневно проводятся ремонтные работы, принудительная вентиляция необходима;
  • комбинированная вентиляция в гараже – оптимальное соотношение двух типов вентиляции металлического гаража. Автоматическая регулировка включения вентилятора помогает снизить расход электроэнергии и поддерживать в боксе необходимый процент влажности.

Если в гараже есть смотровая яма, то движение воздуха должно быть скорректировано с учетом этого пространства, в котором всегда наиболее высокая влажность.

Естественная вентиляция железного гаража своими руками – это просто и недорого. Важно придерживаться основных принципов естественного воздухообмена в металлическом гараже:

  • надо располагать вытяжные отверстия так, чтобы поток воздуха попадал во все уголки помещения. Особое внимание смотровой яме;
  • объем свежего воздуха, который поступает в помещение, должен соответствовать объему, который из гаража выводится.

Средние показатели воздухообмена естественной вентиляции:

  • для хранения автомобиля – площадь гаража 20 м2 – воздухообмен 180 м3/ч, 60 м2 – 350 м2/час;
  • частые ремонтные работы в гараже и хранение автомобиля – 20 м2 – 200 м3/час, 60 м2 – 600 м3/час.

На практике сделать вентиляцию и расчет системы просто – 15 мм диаметра трубы соответствуют 1 метру квадратному площади гаража. Следовательно, для бокса, площадь 10 квадратов надо диаметр трубы – 150 мм, для 20 м2 – диаметр трубы – 300 мм.

Площадь всех вентиляционных отверстий для хорошего воздухообмена должна составлять 0,3 процента площади гаража – этого достаточно для стандартного металлического бокса.

Естественная вентиляция в гараже, как сделать правильно:

  • вытяжки располагаем по диагонали, на противоположных стенах гаража;
  • нижнее отверстие должно быть выше поверхности пола на 25 см;
  • верхнюю вытяжку можно установить в крыше или ниже балки перекрытия на 20 см;
  • старайтесь располагать верхнюю и нижнюю вытяжку так, чтобы поток воздуха проходил под автомобилем;
  • если на крыше установить вытяжную трубу, то тяга будет сильнее. Для стандартного небольшого гаража высота трубы – полметра, для большого металлического ангара – не менее 1,5 метра. Обязательно закрыть воздуховод грибком от дождя и сеткой от грызунов и насекомых.
  • для естественной вентиляции можно использовать недорогие жестяные трубы или пластиковые. Асбестоцемент надежней, но и стоит дороже. Прекрасное решение – гофрированная труба, такая труба легко обрезается по размерам и установить ее самостоятельно нетрудно;
  • вытяжные трубы должны быть утеплены, чтобы зимой в них не скапливался водяной конденсат. Утеплить можно рулонной минеральной ватой с фольгированным покрытием или установить на трубы задвижки шиберы. Зимой можно регулировать поток воздуха, открывая нижний приточный шибер, а потом и верхний;
  • важно над верхней и над нижней трубой снаружи установить небольшой козырек, чтобы вода не затекала внутрь гаража.

Обязательно вытяжные трубы надо закрыть решетками снаружи, чтобы в них не попадала грязь, мусор и не пролезали грызуны.

Читайте также:  Вентиляция в деревянном полу в частном доме

Схема установки труб в подвале

Для смотровой ямы и для погреба в гараже система вентиляции должна монтироваться с соблюдением следующих правил:

  • приточный воздуховод опускаем до полметра от уровня пола ямы, самая нижняя точка;
  • вторую, выводящую трубу, устанавливаем над кровлей гаража (высота трубы один метр над крышей).

По аналогичной схеме устанавливается и естественная вентиляция погреба, как показано на рисунке.

Если нет желания устанавливать трубы, то простейшую систему вентиляции можно сделать за два часа:

  • определяем нужный диаметр двух приточных и одного вытяжного отверстий и их расположение;
  • дрелью сверлим в железной стене отверстия, диаметр сверла 10 мм;
  • красим просверленные отверстия водоотталкивающей краской из баллона. Сохнет сутки;
  • теперь закрываем вентиляцию снаружи обычными вентиляционными решетками по размеру;
  • решетки крепим на обычные болты с гайками.

На такую вентиляционную систему легко установить автоматическую электрическую вытяжку с таймером. Режим включения – по необходимости.

Любой гаражник знает, что серьезные ремонтные работы по покраске и ремонту проводятся редко, поэтому монтаж дорогой вентиляции нецелесообразен. Как быстро проветрить гараж? Есть несколько простых и быстрых способов:

  • можно сделать в воротах или в стене отверстие по размеру выхлопной трубы. При ремонте на выхлопную трубку надеваем шланг и выводим его на улицу. Важно соблюдать герметичность соединения шланга и выхлопной трубы;
  • при покраске достаточно установить в гараже мощный вентилятор, высота установки 60 – 80 см.

Если в гараже часто проводятся ремонтные и лакокрасочные работы, то нужна принудительная вентиляция.

Схема принудительной вентиляции погреба и гаража

Принудительно свежий воздух можно подать в помещение при помощи двух методов:

  • приточная вентиляция – требует установки фильтров, обычного вентилятора средней мощности и, по необходимости, калорифера для нагрева, поступающего с улицы воздуха;
  • вытяжная вентиляция – на вытяжку устанавливают канальный или обычный вытяжной вентилятор.

Схема установки канального вентилятора

Какой вентилятор выгодней по стоимости и долговечности:

  • круглый или квадратный канальный вентилятор на вытяжку устанавливается в трубу вентиляционной системы. Работает тихо, если правильно сбалансировать вентилятор при монтаже, то проработает он долго. Преимущество канальных вентиляторов – в корпусе установлен электродвигатель, такая коробка легко врезается в любую трубу;
  • осевой вентилятор – монтируется в стену. Стоимость осевого вентилятора, в зависимости от мощности и возможности регулировки скорости вращения – от 3 до 9 тысяч рублей. Приобретая осевой вентилятор, обращайте внимание на диапазон температур эксплуатации оборудования.

Принудительная вентиляция гаража требует расхода электроэнергии, но идеальна для хорошего воздухообмена при частых ремонтных работах. Поэтому для частных металлических гаражных боксов лучшее решение – комбинация принудительной и естественной вентиляции.

Простая схема из пластиковых труб

В небольшом гараже можно сэкономить и сделать вентиляцию, скомбинировав принудительную и естественную системы. Комбинированная вентиляция может быть легко сделана своими руками из недорогих бытовых вентиляторов или старых кухонных вытяжек.

Такая система монтируется по простой схеме — на вытяжную трубу ставится вентилятор. Минус такой вентиляции – свежий воздух снаружи не прогревается и об отоплении помещения придется позаботиться отдельно.

Важно. При устройстве вентиляции любого типа в гараже старайтесь располагать вентиляционные отверстия дальше от запора ворот. Через вентиляционные каналы легко взломать ворота гаража.

Механический вентиляционный узел – дорогой, но надежный и удобный вариант. Подходит только для металлического гаража утепленного минеральной ватой или пенополистиролом с обшивкой, а также для утепленного погреба.

В приточную систему нагнетание свежего воздуха с улицы проходит через клапан против обледенения. В системе воздух нагревается и подается в помещение. Через верхнее вентиляционное отверстие при помощи вентилятора отработанный воздух выводится из гаража.

Автоматический регулятор скорости подачи воздуха и температуры позволяет регулировать расход электроэнергии и отключать обогрев. Есть автоматы, которые позволяют выставлять включение и выключение вентилятора по времени, что тоже очень удобно.

Правильно сделанная простейшая вентиляция и утепление пола позволит снизить влажность в металлическом гараже на пятьдесят процентов.