Как сделать вентиляцию в гараже первого этажа

Недостаточная или неэффективная вентиляция гаража способствует образованию конденсата на агрегатах автомобиля. Выхлопные газы и испарения рабочих жидкостей делают гаражную атмосферу небезопасной для автовладельца.

Чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо позаботиться о нормальной циркуляции воздухопотока. Тем более, что улучшение микроклимата в автомобильном боксе зачастую не требует особых инженерно-строительных навыков и значительных финансовых вливаний.

Мы подскажем вам, как рассчитать и сделать естественную вентиляцию гаража более эффективной, а также предложим альтернативные методы побуждения воздухообмена.

На заре автолюбительства машины нуждались в огороженном укрытии для выполнения текущего ремонта. Позже автомобили стали ценностью, требующей защиты от угона – надежного гаража с защищенным от проникновения периметром.

Опыт прежних поколений автовладельцев требует оберегать машину, хранить ее вгаражном боксе.

Но гараж хорош, если в нем имеется вентиляция. Заезжая на автостоянку после многокилометрового путешествия по дождливым и заснеженным трассам, автомобиль привозит с собой влагу. Помещение для машины традиционно невелико — влага быстро насыщает его атмосферу.

И если объем влажного воздуха в гараже не сменять 6 раз в час (лучше 10 раз), то авто непременно заржавеет.

СНиП 21-02-99 устанавливает зимнюю температуру хранения машины в размере +5 о С, если бокс отапливается. К слову, данный СНиП позволяет также не отапливать помещения гаража.

Комфортная для автовладельца температура (например, +15 о С) в зимнем гараже «некомфортна» для машины из-за таяния наледи и снега, налипших на нее. Рациональнее придерживаться нормативных 5 о С.

Норматив воздухообмена в гараже устанавливается по ОНТП 01-91 в объеме от 150 м 3 /ч на каждое машиноместо. Внешне задача несложная – определить диаметр воздуховодов, выставить один на приточку, второй на вытяжку и обновление атмосферы происходит.

Однако в условиях холодного климата России приточно-вытяжную систему в помещении закрытой автостоянки нужно проектировать пристальнее.

Чтобы построенная своими руками вентиляция в гараже работала, схема ее должна учитывать объем смены воздуха, сезонные перепады температур и розу ветров.

Естественная вентиляция автомобильного бокса прямо зависит от таких параметров:

  1. Температурной разности воздуха внутри помещения и вне его. Атмосфера гаража должна быть горячее и поэтому легче наружного воздуха. Тогда тяжелый и свежий воздух будет проникать в гараж через приточный воздуховод самотеком, стремясь заместить менее плотный объем внутренней атмосферы.
  2. Разности давления между вертикальными позициями притока и вытяжки. Необходим перепад более 3 м между приточным вводом и вытяжным выводом воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы (ветра). С наветренной стороны гаража устанавливается повышенное давление, с подветренной – пониженное. Необходимо поместить приточный воздуховод на стороне преобладающего направления ветра.

Игнорирование перечисленных условий приведет к полной неэффективности естественной вытяжки. Поэтому зимой следует установить в автомобильном боксе более высокую температуру по отношению к улице и уменьшить воздухообмен, регулируя степень открытия воздуховодов.

Летом требуется открыть приточно-вытяжные воздуховоды полностью, делая ставку на розу ветров.

Основной параметр воздухообмена – его кратность, т.е. число полных смен объема атмосферы в гараже «уличным» воздухом.

Зная нормированную кратность приточно-вытяжного воздухообмена (6-10 раз) и внутренний объем автомобильного бокса, необходимо вычислить потребление воздуха за час:

  • L – расход воздуха за час, м 3 /ч;
  • n – числовое значение норматива по кратности воздухообмена;
  • – воздушный объем гаража, м 3 .

Чтобы определить объем воздуха, вмещаемый гаражом, нужно перемножить его внутренние размеры ширины, длины и высоты.

Например, бокс шириной 4 м, длиной 6 и высотой 2,7 м вмещает Vг=4•6•2,7=64,8 м 3 . При выборе, скажем, семикратного воздухообмена за час такому гаражу потребуется L=7•64,8=453,6 м 3 .

Для подбора сечения воздуховодов приточки и вытяжки, полученное значение L следует округлить в сторону увеличения, добившись его кратности к 5.

Поэтому, полученное в нашем расчете значение расхода воздуха, необходимо увеличить до 455 м 3 , т.к. это число делится на 5 без остатка – 455:5=91.

Далее — смотрим изображение диаграммы диаметра воздуховодов и подбираем подходящий параметр.

Учитывая, что скорость воздуха в каналах естественной вентиляции составляет порядка 0,5-1 м/с, для рассчитанного выше «примерного» гаража необходимы круглые воздуховоды диаметром от 500 мм. Либо профилированные, с внутренним сечением от 450х500 мм.

Для улучшения воздушного притока можно установить на высоте до полуметра от пола гаража не трубу-воздуховод, а решетчатый воздухозаборник. Причем, его сечение должно быть вдвое-втрое большим, чем у вытяжной трубы. Вентиляция улучшится, но зимой автомобильный бокс промерзнет.

Необходимо оснастить приточную решетку и вытяжку сдвижными или съемными крышками, позволяющими уменьшать сечение воздухозаборника при потребности.

Обращаем внимание на последовательность частичного перекрытия вытяжного и приточного проемов – сначала приточка, затем вытяжка.

При этом важно, чтобы сечение вытяжной трубы не оказалось больше сечения приточного воздухозаборника – произойдет опрокидывание тяги. Поэтому при частичном закрытии приточного воздуховода следует обязательно уменьшить сечение вытяжной трубы.

Читайте также:  Система вентиляции для дома из бруса

Вытяжной воздуховод необходимо выводить строго вертикально и, по меньшей мере, на 500 мм над плоскостью гаражной кровли.

Над двухскатной крышей вытяжку необходимо поднимать на высоту, соответствующую близости к ней кровельного конька (см. схему на изображении).

Если в гаражном помещении устраивается смотровая яма для проведения ремонтов и погреб для хранения продуктов, то для вентиляции подземных помещений потребуется монтаж отдельных воздуховодов приточки и вытяжки.

Таким образом, необходима самостоятельная труба на подаче воздуха в погреб и вторая, вертикальная – на вытяжку.

Не применяя механические инструменты усиления воздухообмена, добиться стабильного обновления атмосферы в помещении гаража можно двумя способами – нагревом вытяжной трубы и установкой на ней дефлектора.

Прогретый воздух легче холодных воздушных масс, поступающих через приточный воздухозаборник. Стремясь к наивысшей точке, он выходит через вытяжной вентканал, заменяясь свежим воздухом снаружи – давление внутренней (в гараже) и внешней (на улице) атмосфер должно сравняться.

Чтобы улучшить прогрев воздуха в верхнем слое атмосферы внутри холодного гаража, нужно выкрасить вытяжной канал черным. В итоге стенки воздуховода поглотят максимальное количество солнечной энергии и будут нагревать воздух внутри канала, побуждая его интенсивнее двигаться вверх.

Планируя естественную вентиляцию с учетом черного окраса, не следует осуществлять теплоизоляцию вентканала. Однако для метода «прогрев лампой накаливания» теплоизолировать вытяжной воздуховод крайне необходимо.

С осени в гараже становится холодно. Для автомобиля это не проблема, но для приточно-вытяжной вентиляции – очень плохо.

Если горячий двигатель первый час после заезда в бокс еще послужит источником тепла для воздуха, то спустя пару часов в неотапливаемом гараже установится температура, практически равная уличной. И естественная вентиляция перестанет действовать.

Сохранить воздухообмен и предотвратить обледенение вытяжного канала (в нем будет накапливаться конденсат) позволит обычная 40 ваттная лампа накаливания.

Достаточно подвесить ее патрон под проемом вертикального канала вытяжки и оставить включенной. Тепла, генерируемого лампой, хватит для движения воздуха на скорости 0,2-0,4 м/с.

Причем канал воздуховода обязательно нужно обернуть теплоизоляционным материалом и убедиться, что в утеплитель не поступает влага. Тепла от лампы накаливания немного, на полную длину вытяжной трубы его может не хватить и воздух быстро остынет.

Заметим, что применение люминесцентных или светодиодных ламп улучшению воздухообмена не способствует – они генерируют значительно меньше тепловой энергии. Пригодны только лампы накаливания.

Это устройство способствует увеличению вытяжной тяги до 20% без применения каких-либо механических приспособлений – за счет образования зоны низкого давления у оголовья воздуховода.

Основываясь на законе Бернулли, дефлекторы меняют движение потоков воздуха благодаря своей конструкции (сечению).

Ветер вынужден огибать изогнутый корпус дефлектора, что приводит к образованию миниатюрных зон относительного вакуума, побуждающих массу воздуха в трубе двигаться вверх.

Конструктивно вентиляционный дефлектор (на примере проекта ЦАГИ) состоит из таких элементов:

  1. Диффузора (стакана), имеющего форму усеченной конической трубы. Узкой стороной он одевается на вытяжную трубу. Способствует установлению разницы воздушного давления и усилению тяги.
  2. Колпака (зонта), предохраняющего канал воздуховода от проникновения летучего мусора и атмосферных осадков.
  3. Внешнего корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Создает зоны низкого давления путем рассечения ветрового потока.

Тип дефлектора ЦАГИ широко используется для усиления естественной тяги вентиляционных труб в России. Наряду с ним известны тарельчатые, флюгерные, Н-образные и ротационные дефлекторы.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно — наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Преимуществом объединения естественной вентиляции с маломощной механической системой является гарантированное обновление атмосферы гаража при любой погоде.

Ни безветрие, ни летняя жара не ослабляют работоспособность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции схожа полностью с устройством системы естественного воздухообмена. Применяется то же расположение приточного и вытяжного воздуховодов, то же сечение воздушных труб и дефлектор на верхнем конце вытяжного канала.

Одна разница – установка в полость вытяжного воздуховода осевого или центробежного вентилятора.

Читайте также:  Вентиляция фундамента в частном доме с подвалом

Мощность вентиляционной установки не должна превысить 100 Вт, этого достаточно. Встраивать вентилятор требуется в утепленный сегмент воздуховода, иначе в него поступит конденсат.

Для управления работой такого вентилятора пригодится электронный таймер, встроенный в переходник между электророзеткой и вилкой питания вытяжного устройства.

Держать вытяжной вентилятор длительно включенным невыгодно из-за его энергопотребления, да и необходимости в этом нет. К тому же зимой комбинированная вентиляция гаража окажется чересчур эффективна и сильно выстудит бокс.

Переходник с таймером позволит задать периодичность и длительность работы вентилятора в течение 24 часов и на несколько дней вперед.

Отметим, что при выборе достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может потребоваться более крупное сечение для вытяжного воздуховода. Напоминаем, что выбор сечения проводящей воздух трубы зависит от скорости воздушного потока.

При недостаточном внутреннем диаметре вытяжка будет громко шуметь и плохо тянуть воздух.

Ее главное преимущество в независимости от природных факторов. Основных недостатков два: зависимость от электроэнергии; достаточно высокая стоимость. Приток воздуха и удаление отработанного воздушного объема выполняют центробежные вентиляторы.

В автомобильных боксах устанавливаются следующие системы механической вентиляции:

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс собирается из нескольких самостоятельных блоков, обеспечивающих закачку и подготовку приточного воздуха, а также отвод загрязненной атмосферы. Такие модули работают независимо, для их совместной работы необходимы управляющие датчики.
  • Моноблочные. Каждый такой блок является завершенным устройством механической вентиляции, он отвечает за приточку и вытяжку одновременно. Среди моноблочных вентиляционных устройств экономичными считаются модели, снабженные рекуперационными пластинами. Рекуперация позволяет минимизировать энергозатраты на обогрев приточного воздуха.

Моноблочную механическую вентиляцию проще установить, подготовив единственное отверстие в стене гаража. Однако снабжающий воздухом комплекс, укомплектованный из необходимых модулей, является более производительным.

Свежий воздух перед поступлением в воздуховоды фильтруется и, в холодный сезон, нагревается. Его подача в помещение гаража ведется по воздушным каналам через забранные решетками отверстия, проделанные в полу или в стенах практически вровень с полом, а также в стенках смотровой ямы.

Забор отработанного воздуха происходит через вытяжную трубу, в канал которой установлен вентилятор достаточной мощности.

В крупных автобоксах, рассчитанных на несколько машин, вытяжку эффективнее выполнять через воздуховоды и при помощи канальной вентиляционной установки.

Если в гараже предполагается выполнять ремонтные работы с выполнением сварки и покраски металлических деталей, требуется серьезная вытяжка, которой необязательно пользоваться постоянно.

Как соорудить систему для временного использования? Давайте рассмотрим один весьма интересный вариант:

Техническую суть оригинальной инженерной задумки поможет оценить следующая фото-подборка:

Представленное к рассмотрению решение позволяет ремонтировать автомобиль зимой, не открывая нараспашку ворота.

Мастер сможет трудиться в нормальных для него температурных условиях, не облачаясь в затрудняющую движения теплую робу. Вытяжка будет выводить вредные токсины в вентиляционное отверстие при закрытых дверях.

Эффективная система естественной вентиляции в реальном гараже с подвалом:

Как утеплить вытяжную трубу над гаражом, чтобы прекратить накопление конденсата и обмерзание:

Механические приточно-вытяжные системы применяются в отапливаемых гаражных помещениях. Для неотапливаемых автобоксов лучше подойдет комплекс естественной вентиляции. Подземные гаражи допустимо вентилировать только лишь средствами механической вентиляции, подключая контроллеры угарного газа.

Подыскиваете способ улучшения воздухообмена в гараже? Или есть опыт использования механических вентустановок? Оставляйте, пожалуйста, комментарии к статье и задавайте вопросы. Блок для связи расположен ниже.

Часто владельцы автомобилей не думают о правильной вентиляции, что может обернуться тратами на ремонт автомобиля. В случае, когда есть подвал и яма – проблемы утраиваются. Коррозия в неотапливаемом гараже с плохой циркуляцией воздуха способна уничтожать металл с потрясающей скоростью. Плюс конденсат в баке при эксплуатации зимой. Вентиляция гаража своими руками на самом деле лёгкая задача, если знать, что нужно делать.

У вентиляции есть несколько основных задач, основываясь на которых, и нужно проектировать устройство вентиляции в гараже:

  1. Минимальная влажность. Чем лучше циркуляция воздуха, тем меньше влаги останется в гараже, соответственно – меньше осядет по углам и на предметах внутри.
  2. Баланс температур. Чем выше разница между температурой в гараже и снаружи, тем больше шанс появления конденсата в баке и салоне при выезде/заезде, в результате – «капля камень точит», а на воде двигатели внутреннего сгорания работать отказываются из принципа.
  3. Удаление запахов. После ремонта или длительного хранения вещей появляются специфические «признаки». Особенно радуют мешки с луком, по счастливому стечению обстоятельств хранящиеся рядом с коленвалом и подшипниками. Спустя некоторое время запах неизбежно въедается в обивку салона, и тогда никакие «ёлочки» не спасут – только химчистка. Если во время ремонта автомобиль нужно заводить – есть шанс отравиться выхлопами.

Важная деталь: вентиляция гаража зимой отличается от тёплого периода, и при постоянном скоплении конденсата способна всего за одну зиму «прогрызть» кузов.

Читайте также:  Как вывести вентиляцию в каркасном доме

Схема вентиляции гаража условно делится на две части: вытяжная (для отвода влаги и застоявшегося воздуха) и приточная (для поступления свежего потока).

Так как активная вытяжка основана на электровентиляторе, она подойдёт лишь для временного вентилирования и не может быть включена 24/7. Да и сделать её несложно – требуется лишь дыра в стене и вентилятор соответствующего размера. Для поддержания постоянного микроклимата необходима вентиляция на основе естественной тяги в трубе. Для её обеспечения нужно придерживаться некоторых правил:

  • отверстие должно располагаться на максимальной высоте, под потолком или крышей;
  • труба должна быть максимальной высоты (не меньше 3м от точки поступления воздуха из приточной вентиляции);
  • необходимо обезопасить выход вытяжки от попадания дождя и снега (можно навесить «грибок» или прикрыть шифером, металлом и т.д.);
  • учитывайте преобладающий ветер (к примеру, если чаще всего дует северный ветер – выводите отверстие на юг).

Если всё сделано правильно, то тяга будет сохраняться даже при сильном ветре, исключение – краткие порывы, создающие воздушный мешок. Более того, даже при встречном ветре (задувает в вытяжное отверстие) циркуляция будет продолжаться.

Если возникли сомнения – в сети достаточно много фотографий с подписями и указателями. Порой лучше раз увидеть, чем трижды прочитать.

Приточная вентиляция должна подавать свежий воздух для воздухообмена, но её также следует ставить не где попало:

  • точка поступления воздуха из притока должна быть ближе к полу, в идеале – 30-50 см от земли;
  • диаметр притока должен быть в 2 раза больше, чем у вытяжки – так создаётся давление, выталкивающее старый воздух из гаража;
  • расположение – по возможности диаметрально вытяжке, навстречу ветру (если вытяжка выходит на юг – приток заходит с севера).

В отдельных случаях можно заменить одну трубу на две меньших, но с аналогичной суммарной площадью сечения.

Она же «турбина». Эффективно, но имеет свои преимущества/недостатки.

  • непрерывная циркуляция независимо от направления ветра;
  • возможность нагрева/охлаждения воздуха;
  • можно ускорить/замедлить поток;
  • фильтрация воздуха;
  • расчёт вентиляции в гараже не отличается от пассивного продува.
  • высокая стоимость;
  • постоянное потребление электричества;
  • чем больше элементов, тем сложнее установка;
  • выход из строя деталей, закупорка инеем зимой.

Установка не отличается от обычной, единственное требование – «улитки» для отвода конденсата.

Простейший способ – врезать отверстия в гаражные двери и поставить решётки, но это подходит лишь для домашнего гаража. В кооперативных гаражах решётки сработают как приманка для любителей стащить всё, что плохо лежит – их несложно выдавить, а из гаража самодельным крюком можно вытащить всё, что пролезет в дыру. Лучше сделать отверстие в стене.

При наличии ямы. Так как отдельный канал к яме не подводится, вот как сделать продув «местного» уровня:

  • ближайшую к притоку часть приоткрыть на ширину ступни, но так, чтобы не сломать ногу, случайно наступив;
  • аналогично поступить с ближайшей к вытяжке стороной, но со стандартным условием – щели для притока в 2 раза шире, чем для вывода;
  • автомобиль не должен перекрывать щель для вытяжки или стоять над ним – это место будет максимально воздействовать на металл (поток воздуха и влаги в одну точку – гарантия коррозии).

Можно использовать доски перекрытия как клапан – во время работы закрывать, по окончанию – убирать доску полностью для лучшей циркуляции.

При наличии подвала. Вентиляция в гараже с подвалом требует отдельного канала, так как подвал сам по себе уже сырое место, и простой гаражной циркуляции будет недостаточно. Лучше всего сделать не только вытяжку, но и приток. Условия стандартные:

  • приток и вытяжка располагаются с учётом преобладающего ветра, если особенности гаража не позволяют так сделать – просто в направлении «север/юг»;
  • приток опускается в пол, вытяжка идёт с потолка, всё хранимое в подвале во время пороза отодвинуть на полметра от трубы;
  • диаметр входа и вытяжки – 2 к 1;
  • разница высоты притока (или его трубы) и выхода вытяжки – не меньше 3 метров.

Если провести нормальный приток нет возможности, вход в подвал можно приоткрыть. Это позволит холодному воздуху стелиться по полу вниз. Но вытяжка нужна в любом случае. Лучше всего предусмотреть стакан для конденсата (особенно в отапливаемом гараже) как для подвальных, так и для обычных вытяжек.

Напоследок следует отдать должное интернету, ведь можно найти сотни видеоуроков, хронологий установки и детальных пояснений каждого аспекта.

Научившись устанавливать вытяжку в гаражном помещении, сделать вентиляцию в частном доме уже не составит труда.