Нужна или нет вентиляция в гараже

Многие автомобилисты при первом выпадении снега зимой, затяжных дождях мечтают о собственном гараже. В холодное время года особенно важно содержать машину в комфортных условиях, которые способна дать продуманная и правильно сделанная вентиляция. Мало кто знает, но порой, в гараже коррозия металла кузова автомобиля может развиваться намного быстрее, чем на улице под проливным дождем. Это связано с неправильной и недостаточной циркуляцией воздуха внутри помещения.

После поездки в дождь, на автомобиле остается достаточно много воды. Большинство владельцев желают сделать свой гараж максимально герметичным, для того, чтобы влага не проникала с окружающей среды. И в этом есть смысл тогда, когда нормально работает естественная вентиляция.

В противном случае, влага с поверхности автомобиля, налипший снег зимой или даже просто испарения от рабочего двигателя создают благоприятную среду для коррозии. Если вы будете использовать автомобиль не регулярно, а скажем, 1 раз в неделю, существует большая вероятность безвозвратного повреждения краски, корпуса, других материалов, которые окисляются или ржавеют.

Основной движущей силой естественной вентиляции является разность давления и температуры внутри гаража и снаружи. Приточная труба размещается на высоте 5-10 см от пола, вытяжка располагается под потолком и отводится на высоту от полуметра над крышей. Лучше всего вентиляция работает зимой, поскольку именно в этот период колебания температуры, активное перемещение слоев воздуха приводит к частому возникновению разряжения, или наоборот – давления, которое перемещает воздух в гараже.

Все мы знает, что зимой показатель влажности падает практически до ноля в морозы. Влажные массы вытесняются сухим воздухом и эффективно просушивают помещение, а с ним и автомобиль. Естественная вентиляция зимой не потребует установки дополнительного оборудования. В летний период, проблема коррозии снимется благодаря повышенной температуре.

Если система вентиляции не была предусмотрена при строительстве, ее можно легко смонтировать своими руками без использования дорогостоящего материала.

Если планируется активное использование гаража, например, для ремонта, покраски автомобилей или другой деятельности, сопряженной с выделением токсичных паров, пыли, влаги, стоит предусмотреть принудительную вентиляцию. Ее суть проста – механическим способом обеспечивается принудительная циркуляция воздуха в гараже. Достоинством такой системы станет:

  • повышенная производительность (перекачка большого объема кислорода) – порой только с использованием насоса или вентилятора можно достичь оптимальной кратности воздухообмена.
  • возможность подвода вентиляции к месту возникновения загрязнения или там, где нужно быстро удалять влагу.
  • удобно пользоваться принудительной подачей воздуха при пыльных работах.

Гараж – это то место, в котором иногда, например, при ремонте, необходимо находиться долго. Если для автомобиля плавные перепады и минусовая температура не сильно страшны при правильной подготовке, то человек без обогрева может быстро остыть. Многие автолюбители устанавливают обогреватели в гараже. Это могут быть масляные обогреватели и электрические конвекторы, печи или даже буржуйки. Установка обогревателя таит в себе ряд сложностей. С точки зрения циркуляции воздуха, для открытого пламени необходима постоянная тяга, подача кислорода. Без нее продукты сгорания будут попадать в помещение и могут быть очень опасными.

Сильно большая тяга потребует длинной трубы дымохода, и значительно снизит эффективность работы котла. Ваша печь будет греть в большей степени окружающую среду, а при чрезмерной реакции горения может возникнуть риск попадания искр на расположенные по соседству постройки. Перспектива не очень приятная. Недостаточная же тяга может привести к тому, что копоть из-под дверцы котла или буржуйки будет проникать в помещение, сама же реакция горения будет чересчур замедлена.

Сильная вентиляция в гараже не позволит его эффективно обогревать. Сила измеряется в кратности воздухообмена. Для такого помещения достаточно будет в час обменивать четыре внутренних объемов при естественной циркуляции.

Несмотря на тот факт, что вентиляция предусматривает установку на отводящей трубе специальной горловины или грибка, зачастую именно это место становится причиной исчезновения или уменьшения циркуляции воздуха. Снег и ветер могут забить трубу, а при продолжительных морозах это означает полную остановку подачи или отвода воздуха. Прочистить такой засор не всегда возможно по причине труднодоступности. Решить это можно с помощью установки специального ревизионного люка в удобном месте.

Читайте также:  Вентиляция дома между первым и вторым этажом

Даже если у вас возникнет проблема со снегом, льдом, гнездом птиц или обрушением стенок вентканала – его легко можно прочистить. Кстати проверить правильность работы вентиляции в гараже достаточно просто – приложите лист бумаги или газету к исходящему каналу. Если лист удерживается за счет тяги – все правильно, вентиляция отлично работает.

Немаловажно будет поднять трубу отводящего канала. Дело в том, что высокий снег может полностью покрыть трубу. Даже подняв трубу на полметра, нет гарантии, что возникший на крыше сугроб не прекратит воздухообмен. Выходом в такой ситуации станет лишь чистка крыши лопатой с целью освободить трубу от снежного плена. Чем выше будет поднята труба, тем лучше будет тяга.

Очень удачной станет такая схема, при которой в гараже на вытяжном канале устанавливается труба максимально возможной длины. Внизу устанавливается шибер, который регулирует подачу воздуха. Такая система имеет определенные преимущества:

  • зимой она позволит избавиться от риска снежного засора;
  • регулировать объем воздуха, подающийся в гараж – например, если вы заняты ремонтом, и у вас работает котел или печка, можно настроить воздухообмен так, чтобы было одновременно и тепло, и поступал свежий кислород;
  • в летний период такая тяга будет лучше производить воздухообмен, даже если разница между температурой снаружи и в гараже будет всего несколько градусов.

Важно надежно герметизировать места входа трубопроводов. Ни косой дождь, ни снег или другие осадки не должны попадать внутрь помещения. Трубу лучше фиксировать монтажной пеной, раствором или специальным герметиком для вентиляционных труб.

Довольно сложная в решении и часто возникающая проблема – обмерзание вентиляционного канала. Она возникает при частом использовании помещения, выделении большого количества тепла в купе с влагой. Даже если во время движения автомобиль собрал на своем кузове грязь, снег и лед, тепла с разогретого двигателя может хватить для испарения большого количества влаги. В результате этого, проходя по вентиляционному каналу, влага будет контактировать с поверхность трубы, кристаллизироваться и конденсировать.

Решить такую проблему можно дополнительно утеплив выводную трубу. Однако, это лишь частичная мера. Важно правильно найти баланс и оптимальную кратность обмена воздухом, при которой воздух будет остывать внутри помещения, а влага перестанет конденсироваться сразу при попадании в трубу-вытяжку.

В качестве дополнительных мер, стоит обратить внимание на наличие возможных щелей в местах примыкания крыши, утеплить пенопластом или другим изоляционным материалом ворота. Место под воротами должно также быть защищено от проникновения снега, ветра, дождя. Установите резиновый бампер внизу, с ним внутреннее помещение будет защищено.

Уход за автомобилем подразумевает кроме внешней очистки от загрязнений также создание оптимальных условий, когда он хранится. Непосредственно это касается машин, остающихся внутри гаражного помещения. Здесь необходимо создать приемлемые температурно-влажностные параметры хранения, благодаря чему автомобилю невозможно нанести какой-либо ущерб. Немаловажную роль здесь играет грамотно организованная вентиляция в гараже.

Гаражное строение, независимо от того, из чего оно возведено, обязательно необходимо проветривать естественным воздухообменом или механическим способом. Факторы, определяющие обязательность установки вентсистемы внутри гаражной постройки:

  • Избыточная влажность воздуха несомненно меняет условия содержания автомобиля. Металлический кузов взаимодействуя с влагой, конденсатом рано или поздно начинает корродировать. Лишняя вода попадает сюда вместе с машиной – это талый, грязный снег, наледь, остатки дождя.
  • Плесень может появиться даже внутри гаражной постройки. Избыточная сырость, отсутствие достаточного солнечного света являются средой возникновения плесени, грибка, хорошо уживающихся внутри бетонных, металлических поверхностей.
  • Коррозия металлических поверхностей гаражной постройки, инструментов, автомобильного кузова легко провоцируется отсутствием воздухообмена, просушивания внутреннего пространства, избытком влаги.
  • Дополнительное выделение влаги грунтом (если внутри земляной пол незабетонированный) способствует скапливанию конденсата по стенам, крыше гаражной постройки. Особенно это испортит металлическую конструкцию.
  • Наличие подвала или погреба для хранения сезонного урожая дополнительно повышает влажность гаражного воздушного пространства, так как глубокое расположение земли содержит большее количество воды.
  • Токсичность жидкостей по уходу за автомобилем, средств для покраски в гараже является бесспорным. Ядовитые пары остаются внутри постройки, если отсутствует движение воздухопотока, это несомненно ухудшают здоровье автовладельца. К тому же определенная концентрация этих веществ взрывоопасна.
  • Выхлопные газы от работающего двигателя также отрицательно изменяют состояние воздушной среды.
Читайте также:  Вытяжки elikor для кухни с отводом в вентиляцию

Наиболее простым способом вентиляции гаража является естественная циркуляция воздушных потоков. Она основывается на аэродинамических законах природы, покоторым холодный воздух более тяжелый. Попадая внутрь помещения, он вытесняет собой более теплый, отработанный поток через вытяжные отверстия. Таким образом происходит воздухообмен. Специально оборудованная система естественного вентилирования называется аэрация.

Как правило, естественная вентиляция в гараже организовывается системой каналов. Вытяжная труба вентиляции располагается значительно выше притока, крыши гаража. Приточное отверстие часто монтируется внизу.

Работающая из-за разницы давления холодного, теплого потоков, естественная вентиляция в гараже практически неэффективна теплым временем года. Разница температуры внешнего, внутреннего воздушных потоков уравнивается, тяга ослабевает настолько, что движение масс прекращается.

Летом опасность представляет нестолько избыточная влажность (воздух более сухой), сколько скопление токсичных испарений от растворителей, краски, других технических жидкостей, которые с большой долей вероятности могут воспламениться.

Находящийся под строением подвал, погреб также перестает естественно вентилироваться летом. Внутрь могут попасть влага, вредные пары жидкостей, выхлопные газы автомобиля, что негативно скажется на качестве хранящихся продуктов. К тому же собирающийся конденсат станет повышать влажность гаражного воздуха.

По необходимости устанавливается механическая вентиляционная система. Погодные условия, сезонность перестают определять качество организованного воздухообмена, потому что циркуляция обеспечивается механическим способом. Побуждающими механизмами служат вентиляторы, которые устанавливаются внутри вентиляционных труб, проемов.

Принудительное вентилирование гораздо эффективнее естественного, монтируется, когда существует необходимость постоянного отведения отработанного воздушного потока, например, частые ремонтные, покрасочные работы.

Для монтажа вентиляторов должно подводиться электричество. Возможно установить таймер, автоматически запускающий, выключащий вентиляторный механизм. Также по необходимости, желании устанавливается датчик влажности, который улавливает превышение нормы содержания влаги воздуха, а затем запускает вентиляционную систему автоматически.

Чаще всего ограничиваются установкой обычного вентилятора, таймера. Механической может быть вытяжная система (чаще всего), приточно-вытяжная.

Может быть естественной, механической. Но в обоих случаях есть общие принципы ее организации внутри гаражного пространства:

  • вытяжка монтируется вверху, под потолком, чтобы удалять теплый отработанный воздухопоток. Даже наличие вентилятора это определяет эффективность способа размещения вытягивающего вентканала;
  • выход вытяжки выводится на 50 см и более над уровнем крыши гаража.
  • вентилятор для удаления отработанного потока монтируется у входа вытяжки;
  • расстояние от приточного входа до вытяжки – не менее 3 м для обеспечения сильной тяги;
  • также для увеличения тяги вытягивающее отверстие можно сделать меньше приточного.

Если предусмотрено размещение подвала, его проветривание организуется отдельно. Тогда вытяжная вентиляция гаражной постройки монтируется автономно от системы проветривания погреба.

Чтобы предотвратить замерзание, образование наледи, трубу можно утеплить. Зимой необходимо следить, чтобы воздухопоток проходил беспрепятственно.

Чтобы улучшить тягу оголовок вытяжки можно завершить диффузором.

Если механическое побуждение воздухообмена, достаточно будет вверху гаражной стены (противоположной воротам) сделать одно-два отводящих отверстия, установить вентиляторы без монтирования вентиляционного канала.

Организация приточной вентиляции гаража также делается по определенным принципам, критериям. Приточный канал монтируется внизу стены, как правило той, где размещены ворота. Необходимый диаметр труб рассчитывается исходя из объема помещения, работ, которые там планируется производить.

Выход вентканала размещается снаружи по уровню 30-50 см над грунтом. Вход внутри помещения расположен на 10-15 см над уровнем напольного покрытия. Снаружи выход обязательно закрывается мелкоячеистой решеткой, предотвращающей попадание внутрь мусора, мелких грызунов (актуально при наличии погреба), закрывается зонтом.

Читайте также:  Вентиляция магазина в жилом доме нормы

Также приточные отверстия можно вмонтировать внутри стены или ворот. Снаружи также закрываются решетками. Если размещение внутри ворот, необходимо проследить, чтобы предотвратить доступа к запирающему механизму через эти отверстия.

Если не предусматривается обустройство подвала, погреба, делаем вентиляцию в гараже простым способом, используя естественное побуждение воздухообмена. Внутри одной стены устанавливается приточный канал, подсоединяется к заранее проделанному отверстию. Выход закрывается решеткой, зонтом.

По противоположной стороне внутри потолка также просверливается отверстие для вытяжки, присоединяется вентиляционный канал, выводится выше крыши. Оголовок оформляется зонтом, диффузором.

Для небольшого по площади строения такой вентиляции гаража вполне достаточно. Для большего помещения целесообразно использовать механическую вытяжку, установленную перед верхним вентиляционным каналом. Также можно сделать вентиляционные проемы внутри стены.

Для вентиляции гаража, оборудованного погребом под ним, схема размещения вентиляционных сегментов несколько иная.

Вентиляция в гараже с подвалом оснащена как минимум двумя отводящими каналами, двумя притоками. Система проветривания погреба, самого строения чаще всего не пересекаются. Могут быть организованы несколькими способами:

  1. Формируются отдельные приточные каналы гаражного помещения, погребного. Вытяжки также монтируются отдельно. Причем вытягивающая труба от погреба может проходить внутри помещения через крушу, снаружи.
  2. Вытяжка делается по описанному варианту. Приток гаражного строения, погребного помещения общий. Проемы подачи воздуха внутрь постройки делаются внизу стены. Здесь же располагается приточный канал погреба. Входящий свежий воздух проникает внутрь помещения, частично захватывается приточным каналом подвального пространства.
  3. Вытягивающая труба устанавливается под потолком погреба, затем выходит наружу. Приток свежего воздуха осуществляется через смотровую яму (одновременное наличие погреба, смотрового отсека). Сначала воздухопоток попадает внутрь ямы по приточному каналу, затем переходит по второй трубе, соединяющей яму, погреб. Таким образом, вентилируется сразу смотровая яма, подвал.

Вентиляция гаража из металла довольно проста, для нее, как правило, используется естественное вентилирование. Ограничиваются естественным способом, установив вверху стены у гаражных ворот приточные проемы. Они размещаются по обе стороны от ворот, необходимо проследить, чтобы нельзя было достать запирающий механизм. Проемы закрываются решетками.

На противоположной стороне прорезается отверстие вытяжки или устанавливается вентиляционная труба. Как правило, этого достаточно небольшому гаражному помещению из металла.

Не смотря на малые габариты, устройство вентиляции в гараже обязательно, так как собирающийся конденсат быстро приведет к негодности металлические поверхности, которые быстро покроются ржавчиной.

Для вентиляции смотровой ямы предусмотрен несложный механизм, использующий естественное побуждение воздушных масс к движению. Смотровой отсек закрывается часто досками, расположенными поперек ямы. Для вентиляции достаточно убрать пару дощечек у того края, который расположен у приточного проема.

С противоположной стороны необходимо убрать одну доску, чтобы воздухопоток мог направиться к вытягивающему проему. Причем отводящий проем ямы будет меньшим, чем приточный, что усилит тягу, будет организована хорошая циркуляция воздушных масс, которая просушит смотровой отсек.

При наличии подвала, возможно совместить проветривание ямы, погребного пространства при помощи общей переходной трубы, которая подаст воздухопоток внутрь. Удаление отработанного воздуха производится вытягивающим каналом подвала.

Важно, чтобы автомобиль при проветривании ямы не находился над отводящим проемом. Вытягиваемая потоком влага навредит кузову автомобиля, он может покрыться ржавчиной.

Таким образом, оснастить гаражное строение вентиляционной системой необходимо. Наиболее бюджетным вариантом станет организация естественной циркуляции воздушных масс, ведь ее сооружение потребует минимальных вложений. Крупногабаритную гаражную постройку скорее всего придется оборудовать принудительным (механическим) вентилированием, так как большие площади потребуют более качественного проветривания. Его способны обеспечить вентиляторы высокой производительной мощности.

Металлические гаражные конструкции, строения малой площади вполне достаточно оснастить естественным проветриванием, механической вытяжкой. Автоматическое включение обеспечивается установкой таймера, датчика уровня влажности гаражного воздушного пространства.