Вентиляция в покрасочном гараже своими руками

Кузовной ремонт, пожалуй, самая дорогостоящая услуга СТО. Рано или поздно лакокрасочное покрытие автомобиля теряет первозданный вид. Сколы и царапины, не говоря уже о повреждениях кузова в ДТП, портят эстетическую привлекательность любого транспортного средства.

Многие умельцы предпочитают не переплачивать за услуги ремонтных мастерских, тем более что сроки такой трудоемкой работы не приличные. Однако самостоятельная реставрация кузова требует соответствующих условий. В этой статье мы постараемся подробно рассказать, как переоборудовать помещение гаража в камеру для покраски машины и как должна работать вытяжка для покрасочной камеры в гараже.

От оснащения покрасочной камеры зависит качество кузовного ремонта. Нельзя хорошо отреставрировать лакокрасочное покрытие в обычных условиях гаража. Как в гараже сделать покрасочную камеру своими руками?

Требования к помещению покрасочных камер:

  1. Габариты камеры должны обеспечивать маневренность рабочего процесса. Оптимальные параметры – высота от 2,8 метров, периметр не менее 6×4 метра.
  2. Покрасочный бокс должен быть герметичным и хорошо утепленным, желательно изнутри и снаружи. Если нет возможности сделать наружное утепление, внутренняя обшивка негорючим материалом должна быть выполнена по всем правилам. Для финальной облицовки стен, пластиковые панели будут идеальным вариантом. Можно выкрасить гипсокартон в белый цвет и обтянуть стены пленкой с эффектом намагничивания, она будет притягивать и удерживать пыль.
  3. Пол нужно переоборудовать таким образом, чтоб под ним было свободное пространство, обеспечивающее вывод вентиляции. Для этого делают две траншеи, либо прямоугольную яму глубиной от 0,5 до 1 метра, сверху накрывают решеткой.
  4. Обязательно наличие хорошо утепленных дверей, они предотвратят попадание пыли и сохранят оптимальный температурный режим в боксе.
  5. Если в гараже уже имеется отопительная система, то нет смысла вкладывать дополнительные средства в теплогенератор. Для сушки ЛКП можно использовать УФО, ИК-обогреватель или обычный электрический ТЭН.
  6. Хорошее освещение, приближенное к естественному. Лучше всего устанавливать люминесцентные или светодиодные светильники по периметру потолка и на стены. Лампы нужно защитить от попадания краски, для этого достаточно натянуть перед ними пленку и менять ее по мере необходимости.
  7. Обустраивают приточно-вытяжную систему вентилирования.
  8. Подсобное помещение необходимо для размещения технического оборудования. В самой камере не должно быть никакой мебели, полок, инструмента и прочих «пылесборников». Бокс должен быть удобен в обслуживании, а это значит, что вы должны затрачивать минимум сил и времени на уборку помещения.

При покраске автомобиля необходимо обеспечить хирургическую чистоту в помещении. Любая соринка или пыль, попавшая на «свежее» ЛКП испортит результат работы. Поэтому нужно знать, как обустроить камеру изнутри.

Исходя из организационных моментов стоит отметить, что грамотная вентиляция – это наиболее важный сегмент в переоборудовании гаража в покрасочную камеру.

Грамотно обустроенная система вентиляции в покрасочной камере – это гарантия качественной работы, безопасности и здоровья маляра.

Вентиляция с фильтрующими элементами обеспечит не только очистку воздуха, но и поможет осадить и вывести лакокрасочное пары. При проектировании вентиляционной системы нужно рассчитать финансовые затраты, исходя из конструктивных особенностей помещения. На рынке представлен широкий ассортимент оборудования. Вы можете подобрать наиболее приемлемый и экономичный вариант оснащения.

Система работает по принципу принудительного нагнетания давления, которое поступает через вмонтированный в потолок фильтр. Поток свежего воздуха поступает в камеру и опускаясь в низ прижимает к полу частички пыли и пары краски. Удаляются канцерогены через предусмотренные при обустройстве пола каналы. Это бюджетный вариант вентилирования, недостатком которого является высокая степень загрязнения среды. Одномоторная конструкция не может в полной мере решить проблему полноценного обеспечения свежим воздухом. Идеальным вариантом считается приточно-вытяжная конструкция.

Система предполагает наличие 2 моторов. Один – размещен вверху, он нагнетает поток свежего воздуха, второй агрегат – расположен в нижней части покрасочной камеры, он вытягивает отработанные потоки воздуха. Такая конструкция обеспечивает эффективную циркуляцию и очищение воздуха. Проект приточно-вытяжной вентиляции должен быть хорошо продуман и грамотно сконструирован.

Схема приточно-вытяжной вентиляции

Помимо 2 моторов вам понадобится вентиляционные трубы, по которым свежий воздух будет поступать в помещение и переоборудованное напольное покрытие с запасом свободного пространства под ним.

Поступающий в покрасочную камеру воздух должен быть обязательно очищен. Без фильтрации атмосферные примеси попадают в помещение и загрязняют его частичками пыли. Обычно рулонный фильтрующий материал укладывают на весь периметр потолка. На входе приточной конструкции устанавливают карманные фильтры, они удерживают крупные элементы пыли. Систему вытяжки также оснащают фильтром – он быстрее загрязняется и требует более частой замены.

Читайте также:  Когда закрывать вентиляцию погреба на зиму

Не стоит экономить на вентиляционных фильтрах. Двухфазные устройства имеют массу достоинств:

  • Первый этап очистки «улавливает» крупные элементы, второй – более мелкие;
  • Следует рассчитывать мощность оборудования (скорость воздушного потока не менее 20 см/с;
  • Изделия должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и иметь не менее 2 фаз очистки;
  • При грамотно обустроенной вентиляции, циркуляция воздуха не будет создавать эффекта турбулентности;
  • Для регуляции давления, лучше всего оснастить приточно-вытяжную систему вентиляции автоматикой;
  • Размещать фильтры следует по всей длине равномерно.

При разработке конструкции вентиляционной системы следует учитывать расход воздуха. Покраска крупногабаритных деталей может в несколько раз превышать расход воздуха реставрации небольших элементов, таких как бампер, крыло или дверь. Следует тщательно продумать перспективы затеваемого дела. Возможно это оборудованное помещение не окупит вложенных в него затрат.

Чтобы грамотно рассчитать проект вентиляции покрасочной камеры нужно понимать, для каких именно целей вам необходимо такое специализированное помещение.

Целевое назначение покрасочной камеры:

  1. Вы профессиональный маляр и решили оборудовать помещение гаража для покраски машин вне рабочее время. В этом случае использование бокса служит дополнительным источником дохода и благоустраивать его нужно с максимальным комфортом, который обеспечит высокое качество осуществляемых работ.
  2. Вы собственник гаража или владелец СТО и решили оборудовать камеру для сдачи помещения в аренду. В этом случае материалы для устройства рабочего места ограничатся созданием технически грамотных условий.
  3. Если вы автолюбитель, решивший осуществить кузовной ремонт собственными силами, то условия для покраски машины создаются по упрощенной схеме. Часть оборудования можно взять в аренду.

Стоит понимать, что цена вопроса и итоговое качество ремонта не всегда оправданы. При закупке даже самого необходимого оборудования в симбиозе с трудозатратами существенно превысит стоимость работ профессионального мастера на СТО. Бюджет обустройства покрасочной камеры может варьироваться от 2000 до 8000 у.е.

Действительно важным сегментом малярных работ является техника безопасности. Работа с лакокрасочными составами относится к манипуляциям вредным для здоровья. Выделяемые при покраске канцерогены опасны для органов дыхания, слизистой оболочки глаз и открытых участков кожи.

При малярных работах используют такие средства защиты:

  • респиратор;
  • защитные очки или маска;
  • спецодежда;
  • закрытая обувь;
  • перчатки.

Пары растворителей и краски могут нанести непоправимый вред здоровью. Слабопроветриваемое помещение с плохой вытяжкой может быть взрывоопасным. Перед покраской убедитесь в надежной изоляции электропроводки. Строго запрещено иметь открытые источники огня в ближайшей доступности.

Видео: как переоборудовать гараж в покрасочную камеру

Предпочтительные схемы устройства вытяжки для покрасочной камеры в гараже полностью зависят от вашей фантазии и материальных возможностей. Мы постарались освятить ключевые моменты модернизации гаражных условий под покраску автомобиля. Дерзайте, все в ваших руках!

Автомобили нуждаются в комфортной среде не меньше, чем человек.

Это продлевает срок их службы до двух-трех раз. Большую часть времени машины, все-таки, проводят в гараже, и влажность воздуха в нем имеет огромное значение.

Для регулирования влажности в гараже есть только один способ – правильная вентиляция.

Вентиляция также отводит из гаража выхлопные газы и пары растворителей при обслуживании и покраске автомобиля.

А самая лучшая и эффективная вентиляция – принудительная. В статье мы поговорим о том, как правильно сделать вытяжку в гараже.

Чтобы оценить преимущества принудительной вентиляции, необходимо понимать основную суть происходящего в составе гаражного воздуха. Кроме атмосферных газов, кислорода, азота, и других естественных примесей, в воздухе присутствует влага. При пониженных температурах и низких давлениях влага из газообразного состояния переходит в жидкое (туман, роса).

Различные газы искусственного происхождения, например, выхлопные, смешиваются с воздухом, частично могут растворяться в воде. В воздухе присутствуют частицы пыли и сажи от неполного сгорания топлива, особенно при пуске холодных двигателей.

Кроме того, воздух в гараже содержит пары бензина, растворителей, смазочных масел, выделения из резиновых и пластиковых материалов. Это смесь, которая придает гаражу характерный запах, и совсем не полезна для здоровья и сохранности техники.

Вытяжка в гараже своими руками — фото:

Читайте также:  Принудительная вентиляция в ванной частного дома

Покрасочные работы в камерах (а гараж – типичный пример камеры), обязательно должны проводиться в противогазе, с питанием чистым воздухом, но автовладельцы действуют как камикадзе. Поэтому, сделанная своими руками вытяжка в гараже для покраски, просто сохраняет несколько месяцев жизни в расчете на одну покраску.

Часто для гаража используется совершенно недостаточный объем помещения. Бедность не порок, но, действительно, большое свинство. Что просто констатируем, не отвечаем на вопрос «кто виноват» в этом в нашей стране, и идем дальше. Даже большой гараж нуждается в вентиляции, маленькому она совершенно необходима.

Естественная вентиляция происходит путем выхода воздуха из гаража через открытые двери и ворота. Благодаря большой площади гаражных ворот смена воздуха происходит неплохо, если гараж используется только как место стоянки исправной машины: завел, выехал, заехал, заглушил.

Но гараж «частника» является почти всегда и мастерской, в которой занимаются и покраской и чуть ли не литьем металла. Здесь естественной вентиляции точно не хватит, и приходится делать искусственную.

Искусственная вентиляция, присутствующая в 60-70% гаражных строений, решает задачу, для которой она предназначена, не полностью. Ее устройство предусматривает вытяжную трубу с дефлектором. В трубе образуется тяга, которой дополнительно помогает дефлектор, он же своим колпаком прикрывает трубу от попадания осадков из атмосферы.

Приточные отверстия в таких случаях расположены внизу, на уровне пола гаража и прикрыты решетками от грызунов и мелких домашних животных. Работа такой вентиляции сильно зависит от разности температур в гараже и за его пределами.

Поэтому владельцы таких гаражей всегда озабочены отоплением, и это весьма дорогостоящий вариант регулирования влажности и чистоты воздуха. К тому же и пожароопасный, так как гаражи часто отапливают не водяным способом, а с помощью электричества или печи-«буржуйки».

Принудительная вентиляция использует механическую энергию для ускорения потоков воздуха, при помощи крыльчатки или колеса с лопастями, приводимыми во вращение электродвигателем. При незначительной потребляемой мощности, исчисляемой всего десятками ватт (для гаража на один автомобиль), принудительная вентиляция обладает огромной эффективностью. В России она пока мало распространена.

Причина этого, в настоящее время, еще советские стереотипы и представления об устройстве вентиляции, когда электродвигатели были большим дефицитом. Состоятельным людям гаражи делают на современном уровне, с системами кондиционирования, но доля таких гаражей очень невелика в общем числе по России.

Как сделать вытяжку в гараже своими руками? Для обычного гаража небольших размеров целесообразно выбирать систему вентиляции, показанную на рисунке 1 ниже:

Это простой и вполне эффективный вариант. В гаражах автовладельцев часто можно видеть трубу, как в настоящей вентиляционной сети для больших помещений. На вопрос, «Зачем ты сделал так, хочется лишней работы?» отвечают: «А как еще?», то есть, люди просто копируют то, что видят в промышленных зданиях, и занимаются черной магией.

Вентилятор для гаража можно брать диаметром от 150 мм и до 250, желательно канального типа (с фланцами для встраивания в трубу), у таких вентиляторов хорошая тяга. Он создает вполне достаточное разрежение и вытягивает все газы и пары, которые легче воздуха, за считанные минуты.

Тяжелые составные части дыма и газов, которые имеют обыкновение стелиться по земле, разбавляются воздухом, притекающим через приточное отверстие, расположенное внизу, или щель между полом и воротами, и тоже поднимаются вверх. В течении 10-15 минут воздух в гараже будет полностью заменен свежим с улицы.

На рисунке можно заметить, что вход воздуха и его выход расположены почти по диагонали параллелепипеда, форму которого имеет гараж. Значит, застойных зон здесь не будет.

Особое значение имеет дополнительный вентилятор. Его можно не приобретать, но если он есть, то это очень выгодно. Он идеально выравнивает влажность в помещении гаража. С его помощью можно быстро просушить машину и очень существенно помешать ржавлению металла.

Этот вентилятор, даже без подогрева, высушит машину в течении пары часов. При этом крышка внешнего вентилятора может быть открытой или закрытой, значения не имеет. Зимой, весной и осенью высушивание важнее, чем летом. Внутренний вентилятор должен быть переносным, это удобнее.

Где в гараже сделать вытяжку? Если гараж имеет подвал или смотровую яму, то их вентиляция обязательна. В этом случае образуется область, в которой может застаиваться загрязненный воздух. Гараж с подвалом или ямой показывает, что его владелец умеет обращаться с лопатой или имеет доступ к высоким технологиям копания земли.

Читайте также:  Современные системы вентиляции в жилых домах

В таком случае, чтобы не загромождать помещение гаража трубами, вентиляцию можно вывести в отдельную шахту, расположенную рядом с гаражом, как это показано на рисунке 2:

Диаметр труб должен быть не менее 100 мм. Трубы следует утеплять минеральной ватой от действия морозов и образования конденсата, толщина утеплителя берется 3-5 см. Сами трубы лучше выбирать из пластика, он не ржавеет. Как видно на рисунке, такой короткий воздуховод не будет оказывать большое сопротивление потоку воздуха. Его длина не превышает 1.5 метра.

Воздуховод накрывается колпаком с жалюзи, который легко можно сварить из листового железа, и загрунтовать от ржавчины. Можно сделать его и из дерева, а затем обить оцинкованной жестью. Высота колпака над грунтом достаточна в пределах 30-50 см. Для защиты от грызунов можно использовать сетку на трубе, впрочем, эти твари пролезут, где угодно. Воздух попадает в подвал или яму через приточку и отверстия для ямы и лестницы.

Вентилятор может быть реверсивным и тогда его можно использовать в том числе и для притока свежего воздуха снизу. Как правило, приток воздуха производится снизу, потому что в помещении воздух теплее, чем на улице. Нагреваясь, он будет перемешиваться с воздухом внутри помещения и подниматься наверх, к потолку.

Поэтому вытяжки и расположены обычно вверху. Но, как мы уже видели, бывают и случаи необходимости забирать грязный воздух снизу. При этом, для продувки канала вентилятору приходится создавать достаточно большое давление, и один может не справиться.

Тогда устанавливают два последовательно, с расстоянием между ними не менее 50 см. Рисунок 3 этот вариант иллюстрирует.

В последнем случае воздух забирается снизу. Если вентиляторы реверсивные, то чистый воздух может нагнетаться в яму с улицы. В некоторых случаях такой режим вентиляции может оказаться более эффективным. Возможна комбинация вариантов 2 и 3, когда с помощью заслонок можно выбирать точку для забора воздуха.

В третьем варианте труба может быть декорирована нишей с полками для инструментов. Таким образом, и труб будет не видно, и каждый сантиметр пространства будет использован с толком. Не стоит забывать при этом о ремонтопригодности – все должно быть сконструировано таким образом, чтобы легко разбиралось, заменялось и собиралось обратно.

К ним относятся:

  • вентиляторы осевые (канальные);
  • воздуховоды;
  • хомуты и крепеж;
  • герметик, уплотнительные ленты и листы для прокладок;
  • цементы, шпаклевки, монтажная пена.

Основные характеристики вентиляторов, подходящих для гаража:

  • напряжение питания: 220 (230)В, 50 Гц;
  • потребляемая мощность: 20 – 50 Вт;
  • расход воздуха: 150 – 300 м3/ч;
  • давление: 50 – 100 Па;
  • диаметр канала: 120 – 150 мм.

Воздуховоды, продающиеся в настоящее время, бывают металлические и пластиковые. Металлические делятся на оцинкованную сталь и нержавейку с обвивкой. Пластиковые бывают гладкими и гофрированными. По форме воздуховоды делятся на круглые и прямоугольные. Для соединения между собой разных форм есть переходные соединители.

Выбор достаточно большой. Используя гофрированные воздуховоды, следует помнить, что они очень сильно завихривают воздух и тормозят поток. Их можно применять на коротких участках и для соединений. Следует предпочитать воздуховоды, как можно более гладкие внутри. С этим связан следующий

Применение остальных материалов очевидно. Вместе со стандартными воздуховодами можно приобрести все хомуты, крепления и переходы. Цемент может потребоваться для встраивания креплений вентиляторов и переходов в стены, а герметик и монтажная пена для уплотнения стыков в отдельных местах.

Организация принудительной вытяжной вентиляции в гараже имеет настолько очевидную выгоду, что ее нельзя упускать. Работает она при любой погоде, в том числе и в жару, при которой никакая другая вентиляция работать не будет. Кроме сохранения автомобиля и другой техники, владельцы таких гаражей сберегут еще более ценную вещь – здоровье.

Ну, и кроме того, сделанная своими руками вытяжка для гаража вполне доступная вещь любому, даже самому скромному бюджету.

Смотрите видеоролик о вытяжке для покрасочной камеры в гараже своими руками: