Кто устанавливает приборы учета горячего водоснабжения на дом

С недавнего времени каждый собственник жилой недвижимости должен устанавливать счетчик воды.

Со слов чиновников, в первую очередь это выгодно для самих жильцов, поскольку можно контролировать ее расход, отталкиваясь от возможностей своего бюджета. Законом РФ предусмотрена возможность бесплатной установки счетчика для определенных категорий граждан.

Кто имеет право на бесплатную получение данной услуги? Какой порядок ее предоставления? Что будет, если не устанавливать прибор? Кто освобождается от необходимости использования?

Вопрос об установке прибора учета воды регулируется:

  • Постановлением Правительства РФ № 776, предусматривающим порядок и правила использования воды, в том числе и сточных вод;
  • Федеральным законом № 261 о порядке и правилах установки прибора учета потребления холодной и горячей воды;
  • Постановлением Правительства № 306 о формировании тарифов для граждан, которые по каким-либо причинам не установили счетчик.

Перечень не является исчерпывающим, поскольку на региональном уровне местная администрация может принимать свои поправки к законам, которые расширяют перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную установку счетчиков воды, а также видоизменяют сам порядок регистрации прибора учета.

На территории РФ претендовать на бесплатную установку счетчиков воды имеют право определенные категории граждан, а именно:

  • малоимущие;
  • граждане, имеющие статус участника ВОВ. Сюда входит: труженик тыла, реабилитированные граждане, вдовы погибших участников ВОВ;
  • недееспособные граждане 1 или 2 группы;
  • семьи, которые занимаются воспитание ребенка-инвалида.

В некоторых регионах страны местными законами предусмотрена возможность бесплатной установки водяного счетчика для пенсионеров, вышедших на заслуженный отдых по старости.

К примеру, в столице бесплатно могут установить счетчики все граждане, которые получили субсидию на оплату коммунальных услуг.

Помимо этого, в каждом регионе местная администрация может проводить своего рода акцию, когда в определенный период года предоставление приборов учета воды осуществляется бесплатно для всех граждан. Подобная акция в прошлом году уже проводилась в Санкт-Петербурге.

Кроме тех ситуаций, когда определенная категория граждан может установить счетчик воды бесплатно, предусмотрена еще и возможность вообще отказаться от подобной необходимости.

Счетчик воды может не устанавливаться в том случае, если строение:

  • относится к категории “здание с небольшим потреблением электроэнергии”;
  • является жилым, но признано контролирующими органами аварийным либо ветхим;
  • включает в себя ветхие системы коммуникации, которые в срочном порядке необходимо заменить;
  • из-за конструктивных особенностей проводки горячей и холодной воды не позволяют считывать показания установленных приборов учета потребления.

В ситуации, когда жилое строение относится к любой из вышеуказанной категории необходимо в обязательном порядке обратиться в управляющую организацию за получением документа, который способен подтвердить данный факт.

Если же это невозможно сделать по каким-либо независящим причинам, необходимо обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением. На основании поданного заявления будет вызван специалист, который и сможет выдать соответствующее заключение.

Изначально стоит помнить о том, что в Постановлении Правительства РФ № 776 от сентября 2013 года “Об утверждении порядка и правил частного использования воды, в том числе и сточных вод” четко указано: введение счетчиков в эксплуатацию для граждан РФ должно осуществляться на бесплатной основе. Помимо этого, бесплатно производится и сама опломбировка прибора.

Сам алгоритм оформления заключается в следующем:

  1. Обращение в управляющую компанию.
  2. Подача необходимо перечня документов.
  3. Установка прибора учета и подписание акта ввода его в эксплуатацию.
  4. Подписание договора.

Если управляющая кампания не занимается лично установкой счетчиков воды, она в обязательном порядке должна предоставит перечень организаций, которые готовы предоставить такую услугу.

При установке в приватизированной квартире необходимо будет заплатить за монтаж прибора в среднем от 4 до 7 тысяч рублей (в зависимости от региона проживания и уровня сложности работы).

У многих управляющих организаций уже есть в наличии необходимые приборы, но можно приобрести их и лично. В любом случае, нужно быть готовым оплатить порядка 2,5 тысяч (средняя цена за прибор). Цена может быть увеличена в зависимости от модели счетчика и фирмы изготовителя.

После того, как счетчик был успешно установлен в квартире, необходимо будет вызвать сотрудника управляющей кампании для составления соответствующего акта ввода в эксплуатацию.

Читайте также:  Подключение водопровода к частному дому от скважины

После получения его на руки необходимо будет заключить соглашение об оплате за потребленную воду согласно показаниям счетчика по установленным тарифам.

Для установки прибора учета воды необходимо подготовить:

  • паспорт и копию всех заполненных страниц заявителя;
  • заявление;
  • любой документ, способный подтвердить право собственности на объект жилой недвижимости;
  • план объекта (многие его называют техническим условием) – можно заказать в управляющей компании либо в другой организации, предоставляющей такую услугу.

Для заключения договора необходимо иметь при себе определенный перечень документов:

  • соглашение на установку счетчика воды;
  • паспорт на прибор, выданный заводом-изготовителем (идет в комплекте);
  • акт о вводе в эксплуатацию;
  • сертификат соответствия.

При необходимости перечень может быть расширен.

В такой ситуации никто не имеет юридического права отменить его, если по ТУ счетчик изнашивается и спустя проход через него определенного объема воды начинает давать ложные показания – нужно немедленно сдавать на поверку.

В общем порядке период поверки регулируется Постановлением Правительства РФ № 354 от 2011 года.

Однако предусмотренные правила дают только отписку к соглашению об оказании коммунальных услуг, где указывается:

  • информация о виде счетчика;
  • когда он был установлен;
  • время пломбировки завода-изготовителя;
  • период поверки.

Простыми словами, период поверки отталкивается от имеющихся технических условий.

На сегодня предусмотрено несколько разновидностей определения периода поверки:

  • временной интервал. Многие счетчики обладают стандартным временем – между поверками должно пройти 4 года для горячей воды и 6 лет – для холодной;
  • либо же спустя время, когда через прибор пройдет определенный объем воды.

На практике же используется пока только первый способ.

При составлении заявления на пломбировку счетчика и дальнейшую постановку его на учет, необходимо помнить, что в нем должны содержаться такие сведения:

  • полные ФИО заявителя;
  • адрес проживания, в том числе и почтовый индекс;
  • информация о периоде, за который будет установлен прибор учета;
  • какое назначение объекта, где он будет установлен (жилое помещение, промышленное и так далее);
  • предполагаемая нагрузка.

Категорически запрещается допускать в документе помарки и любые исправления.

Принятый еще в 2009 году Федеральный закон № 261 не включал в себя каких-либо санкций по отношению к тем гражданам, которые не установили счетчики на воду. Такая ситуация складывалась и с последующими актами, касающиеся вопроса переноса оснащения коммунальных систем приборами учета потребления воды.

Законодательством РФ четко указывается, что граждане, не установившие приборы учета потребления воды до 2017 года, не будут подвержены штрафным санкциям.

Однако есть небольшой нюанс: начиная с 2015 года тарифы на воду для граждан, не установивших счетчики, рассчитываются с завышенным коэффициентом.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 306 “Об утверждении правил в расчете нормативов потребления коммунальных услуг” на 2019 год установлен коэффициент на уровне 1,5.

Его допускается применять для тех категорий граждан, в квартирах которых есть возможность установки счетчика, однако они еще этого не сделали.

Помимо этого, управляющей кампании разрешили совершать установку прибора учета потребления воды без получения согласия жильцов. Такая возможность допускается исключительно по решению суда.

Стоит отметить, что это положение уже оспаривается правозащитными организациями, поскольку механизм предоставления приборов без согласия жильцов до конца остается неизвестным. При этом если учесть высокий уровень коррупции среди чиновников, то принудительная установка счетчиков может только существенно ухудшить финансовое положение простых граждан, которые желают хоть немного сэкономить на оплате коммунальных услуг.

Ну а пока остается только два варианта: установить счетчик и контролировать свой расход воды либо платить по завышенным тарифам.

О необходимости использования индивидуальных приборов учета воды рассказано в следующем видеосюжете:

В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

Читайте также:  Как сделать водопровод в каркасном доме

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.

Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Порядок установки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  2. Приобретение соответствующего счетчика.
  3. Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  4. Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Читайте также:  Водоснабжение для загородного дома своими руками

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

В случаях, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах отказываются платить за установку соответствующего оборудования, она будет осуществлена за счет жилищной организации. В случаях, когда роль жилищной организации исполняет товарищество данных собственников, установка осуществляется за счет средств местного бюджета.

Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

Текущий ремонт многоквартирных домов является плановым мероприятием, направленным на устранение возникающих в ходе эксплуатации здания проблем. Так что средства, собираемые на текущий ремонт, не могут быть потрачены на установку счетчика, так как его отсутствие не является некой внезапно возникшей проблемой, всерьез мешающей эксплуатации жилого помещения.

В некоторых случаях, данные средства все же можно направить на подобные расходы. Но для этого необходимо получить решение собрания собственников жилья многоквартирного дома и согласовать действия с жилищной организацией.

Установка ОДПУ осуществляется в следующем порядке:

  1. Собственники приобретают соответствующее учетное оборудование, которая имеет сертификат соответствия установленным в Таможенном Союзе регламентам.
  2. Приглашаются представители и специалисты соответствующей коммунальной организации, которые устанавливают и пломбируют учетное оборудование собственными средствами.

Стоит отметить, что соответствующие коммунальные организация сами предоставляют прибор учета, который уже прошел сертификацию. Установка их оборудования поможет быстрее осуществить процедуру и избежать многих разногласий по поводу качества работы того или иного прибора учета.

Общедомовые счетчики вводятся в эксплуатацию после того, как происходит опломбирование. То есть с этого момента оборудование начинает вести учет расходуемой на общедомовые нужды коммунальной услуги.

Однако для официального ввода в эксплуатацию необходимо составить соответствующий акт. Он подписывается ответственным сотрудником жилищной организации и представителем коммунальщиков.

Разумеется, собственники могут установить учетный прибор и без уведомления коммунальной организации.

Однако в таком случае данное оборудование не будет включено в систему диспетчеризации и обслуживание по нему производиться не будет. То есть жильцам самим придется оплачивать текущее обслуживание счетчика.

Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.

Как правило, можно посчитать около десятка причин того, что расходы на общедомовые нужды вырастают в разы. Так что установка общедомовых приборов учета позволит убрать большинство из них. К примеру:

  • будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
  • коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
  • управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.

То есть установка ОДПУ позволит жильцам платит лишь за действительно израсходованную энергию. Без этого распределение будет идти по нормативу, что, как выяснилось, образует гораздо большую стоимость, нежели действительные расходы на общедомовые нужды в многоквартирных домах.