Бетон пропорции для дорожек на даче

Большие или маленькие населенные пункты кажутся неуютными из-за неприглядного вида, отсутствия тротуарных дорожек, детских площадок, придомовых территорий. Ни одна стройка не может быть законченной, пока не наведен порядок на придомовой территории. Сооружение нехитрых объектов — дорожек — не требует специального подхода, высокого профессионализма.

Тротуарная дорожка может состоять из разного материала. Бетон, камень, гравий, плиты, кирпич, песок – далеко не полный перечень возможных покрытий. У каждого материала есть свои положительные и отрицательные характеристики. Сегодня ознакомимся с технологией бетонирования. Использование бетона – дешевый, быстрый способ для тротуарного покрытия.

Распространен определенный состав материалов для подготовки раствора:

  • Цемент — главная составляющая, связывающая все компоненты. Портландцемент обладает высоким скрепляющим свойством, лучше всего подходит для раствора. По прочности больше пригодна марка 500, можно использовать марку 400, но разница может сказаться на сроке службы. Обязательно обратите внимание на сухость и сыпучесть, цемент не должен выглядеть отсыревшим, скомканным.
  • Песок. Размер фракций соответствует значениям от 1,5 до 5мм. В общей массе нужно соблюдать равномерность, расхождение — не больше 2 мм. Песок берут обязательно чистый, без посторонних примесей. Идеальный вариант – речной, по цене он дороже, но в нем нет глины и других примесей. Если сомневаетесь в чистоте – просейте его.
  • Основные составляющие бетона.

Щебень. Прочность раствору дает заполнитель — щебень, гравий. Использовать морской камень не стоит, он отполирован водой и не обладает достаточным сцеплением. Размер щебня варьируется от 8 до 35 мм. Как и в песке, в заполнителе не должно быть пыли, грязи и глинистых примесей. При подготовке бетона самостоятельно подбирайте заполнитель, состоящий из фракций разных размеров, или соедините крупный и средний щебень. При смешивании компонентов такие размеры обеспечат плотную связку между собой, и не явятся причиной образования пустоты.

  • Необходимую текучесть, вязкость бетону обеспечат добавки, пластификаторы. Внимательно изучайте инструкции по использованию добавок, входящих в состав раствора.
  • Вернуться к оглавлению

    Соблюдение правильных пропорций компонентов влияет на качество раствора, прочность продукта. Песок и цемент смешивают вместе, затем туда добавляют воду и последним — щебень. Важно соблюдать последовательность для положительного результата. Состав перемешивают до однородности.

    Пешеходной дорожке не нужно выдерживать большой нагрузки. Пропорция, выдерживаемая для смеси, следующая: 1 часть цемента, 2,5 — песка, 4 — щебня.

    Дорожку под автомобильный заезд нагружают повышенным весом, так что соотношение компонентов изменится: 1 часть цемента, 1,5 — песка, 2,5 — щебня.

    Подобным дорожкам требуется заливка основания бетоном. В таком случае можно использовать гравий и применить следующее соотношение компонентов: 1 часть цемента, 9 — песка, 1 — гравия.

    Раствор для основания должен обладать прочностью. Марка 400 выдерживается соотношением 1 части цемента, 3 частей песка, 5 — щебня и половины части воды. Раствор должен хорошо размешиваться (с небольшим усилием), но не стекать. Помните: фундамент лучше заливать в теплое время, в противном случае стоит подогревать воду, предотвращая быстрое схватывание.

    Отмерив сухие компоненты, перемешивают их. Можно сделать это в какой-то чистой емкости, используя лопату или тяпку. Если есть бетономешалка, то лучше, конечно, воспользоваться ее помощью. Воду надо добавлять понемножку, чтобы готовая смесь не лилась, а медленно стекала (как густая сметана с ложки).

    Подготовив основание, как описано выше (сняв сверху дерн, насыпав щебень, песок, уложив геотекстиль и сделав опалубку) можно приступать к созданию дорожки. Проще всего это сделать с помощью готовой пластиковой формы. Ее устанавливают на влажный утрамбованный песок и заливают туда раствор. Через двадцать минут форму можно осторожно снять и повторить процесс.

    Пока смесь не застыла, можно декорировать тропинку. Вдавив, например, в ее поверхность кусочки кафельной плитки или симпатичные камешки, выложив их красивым узором. Для упрочнения в течение двух часов после заливания раствора можно покрыть его цементным молоком, орудуя кистью.

    Декоративный (цветной) бетон на дорожке смотрится нарядно и красиво.

    • Для его создания можно купить готовый пигмент и ввести его в момент приготовления раствора.
    • Еще можно добавить немного акриловой краски.
    • Еще вариант: натирать влажную бетонную поверхность смесью цемента (две части) и красителя (одна часть). Это называется железнением:
      • Чтобы сделать дорожку желтого оттенка, например, к цементу добавляют охру.
      • Красный цвет дают одна порция белого цемента, две порции песка и половина порции умбры.
      • Зеленого оттенка добиваются, добавив к песку и белому цементу глауконитовую зелень.
      • Черного – взяв одну часть серого цемента, полторы части песка и 0,15 части обыкновенной сажи.

    Если при заливке садовой дорожки потребуется ее подрезать, то в этом вам поможет следующее видео:

    Как изготовить стандартный раствор, мы уже рассказали.

    • Теперь следует упомянуть о добавках, которые вводятся, в частности, для увеличения прочности (например, фиброволокно на основе пропилена).
    • Продаются и специальные компоненты, предназначенные именно для бетонных садовых дорожек (HLV-15).
    • Если есть желание имитировать природный камень, то для правдоподобности в раствор добавляются каменная крошка и соответствующий краситель.

    Кроме того, можно обработать упрочняющим составом и поверхность готовой дорожки.

    • Хороший результат дает пропитка, изготовленная на основе воска и синтетических смол. Ее наносят кисточкой или распылителем.
    • Покрытие жидким стеклом, кроме значительного повышения прочности, дает очень красивую гладкую поверхность.

    Готовые пластиковые формы удобны, но они требуют определенных затрат. Если хочется сэкономить на этом, то вполне возможно самому сделать эти элементы. Например, так:

    • Поставим прямо в опалубке на ребро тонкие доски, создав с их помощью перегородки в нужных местах и получив облюбованный узор. Используем соединение «вполдерева».
    • Сколотим из деревянных брусков прямоугольную раму. Дно (которое не нужно крепить) – это лист металла или фанеры. Фанера кладется на стол, сверху ставится рама. На дно (если есть такая задумка) укладывают мозаику из камешков или плиток. Затем заливают раствор двумя порциями, между которыми кладут армирующую сетку из металла.
    • Для получения круглых плиток возьмем пластиковый тазик. Чтобы легче снимать форму, проложим полиэтиленовую пленку на дно.
    • Чтобы сделать шаблон для имитации природного камня, понадобятся сам камень (булыжник, гранит, мрамор) и скульптурный пластилин. Пластилиновую массу размягчают (опустив в пакете в горячую воду) и вдавливают в нее камень. Затем вокруг мастерят деревянную опалубку. Заливают раствор.
    • Можно изготовить шаблоны из обручей от старых бочек. Их выгибают нужным образом. А еще некоторые умельцы жестяные банки используют, сняв у них дно и соединив подобно сотам.

    Следующее видео рассказывает о преимуществах полипропиленовой формы для садовой дорожки, и о том, как с ней работать:

    источник

    Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

    Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

    • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
    • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
    • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
    • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
    • прочность и долговечность;
    • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

    Среди недостатков можно назвать:

    • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
    • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
    • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

    Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

    Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

    • проектирование и разметка почвы;
    • подготовка грунта;
    • монтаж опалубки;
    • формирование подушки;
    • установка армирующих элементов и заливка бетона.

    Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

    • цемент не ниже марки 300;
    • песок;
    • щебень;
    • гидроизоляционные добавки в бетон;
    • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
    • деревянные или стальные колышки;
    • кувалда или молоток для забивания колышков;
    • емкость для замешивания раствора;
    • пара лопат;
    • стальная строительная сетка;
    • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
    • мастерки и шпатели.

    Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

    Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

    Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

    Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

    • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
    • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

    Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

    По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

    На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

    Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

    Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

    Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

    Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

    • распределение нагрузки бетона;
    • дренаж.

    Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

    Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

    Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

    Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

    Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке, но при ее отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

    По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

    На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

    Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

    Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

    Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

    Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

    источник

    Бетонная дорожка на приусадебном участке или возле частного дома – практичное и удобное решение. А если ее сделать с выдумкой и вкусом, то она еще и станет чудесным декоративным элементом. Причем, чтобы справиться с подобной работой, вовсе не обязательно быть опытным строителем.

    Каждому домашнему мастеру вполне по плечу изготовить тропинку, окружить участок забором. И сегодня мы поведаем вам о различных тонкостях изготовления дорожек, расскажем о том, на какой раствор класть пластушку, как залить изделие смесью с сеткой, в каких пропорциях стоит делать раствор для бетонирования дорожек и о многом другом.

    Чтобы готовая бетонная тропинка служила долго и не продавливалась под ногами, следует позаботиться о правильной подготовке основания.

    1. Начертив предварительно на бумаге, размечают на участке контур будущей дорожки с помощью колышков и натянутой веревки.
    2. Снимают слой земли (сантиметров двадцать) и засыпают щебень слоем от десяти до пятнадцати сантиметров.
    3. Потом прокладывают специальный полимерный материал – геотекстиль. Он придаст прочности и не позволит вырасти сорнякам.
    4. Последним слоем кладется песок, который надо смочить (чтобы влага из бетона не уходила в землю) и утрамбовать. Песчаный слой составляет от четырех до пяти сантиметров.
    5. Затем по краям тропинки ставится опалубка из досок.

    Раствор, как правило, заливается в формы, которые могут быть различного рисунка: прямоугольные, многоугольные, круглые, имитирующие природный камень. В продаже часто встречаются формы из полипропилена, с помощью которых можно быстро сделать целые кусочки дорожки с красивым узором.

    Наружные стенки этого трафарета, способного выдержать не меньше тысячи заливок, имеют толщину 6 миллиметров, внутренние – 3 миллиметра. Высота – от 5 до 6 сантиметров. Она равна толщине плитки.

    Получившиеся швы между отдельными плитками можно заделать цементным раствором контрастного цвета, засыпать песком или посеять в этих местах декоративную газонную траву.

    О том, как сделать крепкий цементный раствор (раствор цемента) для садовой дорожки и как приготовить бетонный раствор для заливки, читайте ниже.

    Итак, давайте попробуем приготовить качественный состав раствора для садовой дорожки на даче своими руками. Для раствора используют классические материалы – цемент, песок, щебень и воду. Они должны быть соответствующего качества:

    • Песок – промытый, сухой, не слишком мелкий (чтобы чересчур много воды не впитывал) и не слишком крупный (чтобы не снизить пластичность бетонного раствора).
    • Щебень – тоже берется чистый, с фракцией от пяти до десяти.
    • Цемент – предпочтительно высокой марки (М400, М500). Он обязан быть рассыпчатым и сухим. К слову, марку цемента визуально можно определить по цвету порошка. Чем он темнее, тем марка более высокая.
    • К воде особых требований нет. Не используют только морскую или слишком грязную воду.
    • Иногда для увеличения пластичности в раствор добавляют некоторое количество глины.

    Теперь поговорим о рецептуре. Она может быть разной. Можно, к примеру, сделать раствор только из песка и цемента (без использования щебня). Или варьировать соотношение ингредиентов. Кстати, приобретать готовый раствор нежелательно. Он может быть ненадлежащего качества.

    1. Одна часть цемента плюс три части песка плюс вода (можно глины немного добавить).
    2. Одна часть цемента плюс три части песка плюс три части щебня плюс вода.
    3. Одна часть цемента плюс две части песка плюс две части щебня плюс вода.

    Для придания нужного оттенка в раствор для садовых дорожек можно добавить красящие пигменты-добавки. К примеру, марки HLV. Такого пигмента, выпускаемого в четырех основных природных цветах (красный, зеленый, желтый, коричневый) потребуется около 250 граммов на 25 килограмм сухого цемента.

    В следующем видеосюжете будет рассказано о популярных ошибках при изготовлении садовых дорожек:

    Отмерив сухие компоненты, перемешивают их. Можно сделать это в какой-то чистой емкости, используя лопату или тяпку. Если есть бетономешалка, то лучше, конечно, воспользоваться ее помощью. Воду надо добавлять понемножку, чтобы готовая смесь не лилась, а медленно стекала (как густая сметана с ложки).

    Подготовив основание, как описано выше (сняв сверху дерн, насыпав щебень, песок, уложив геотекстиль и сделав опалубку) можно приступать к созданию дорожки. Проще всего это сделать с помощью готовой пластиковой формы. Ее устанавливают на влажный утрамбованный песок и заливают туда раствор. Через двадцать минут форму можно осторожно снять и повторить процесс.

    Пока смесь не застыла, можно декорировать тропинку. Вдавив, например, в ее поверхность кусочки кафельной плитки или симпатичные камешки, выложив их красивым узором. Для упрочнения в течение двух часов после заливания раствора можно покрыть его цементным молоком, орудуя кистью.

    Предварительная смазка маслом пластиковой форме не повредит, позволив быстрее и аккуратнее ее снять. А если форма из дерева или из металла, то это надо делать непременно.

    Декоративный (цветной) бетон на дорожке смотрится нарядно и красиво.

    • Для его создания можно купить готовый пигмент и ввести его в момент приготовления раствора.
    • Еще можно добавить немного акриловой краски.
    • Еще вариант: натирать влажную бетонную поверхность смесью цемента (две части) и красителя (одна часть). Это называется железнением:
      • Чтобы сделать дорожку желтого оттенка, например, к цементу добавляют охру.
      • Красный цвет дают одна порция белого цемента, две порции песка и половина порции умбры.
      • Зеленого оттенка добиваются, добавив к песку и белому цементу глауконитовую зелень.
      • Черного – взяв одну часть серого цемента, полторы части песка и 0,15 части обыкновенной сажи.

    Если при заливке садовой дорожки потребуется ее подрезать, то в этом вам поможет следующее видео:

    Как изготовить стандартный раствор, мы уже рассказали.

    • Теперь следует упомянуть о добавках, которые вводятся, в частности, для увеличения прочности (например, фиброволокно на основе пропилена).
    • Продаются и специальные компоненты, предназначенные именно для бетонных садовых дорожек (HLV-15).
    • Если есть желание имитировать природный камень, то для правдоподобности в раствор добавляются каменная крошка и соответствующий краситель.

    Кроме того, можно обработать упрочняющим составом и поверхность готовой дорожки.

    • Хороший результат дает пропитка, изготовленная на основе воска и синтетических смол. Ее наносят кисточкой или распылителем.
    • Покрытие жидким стеклом, кроме значительного повышения прочности, дает очень красивую гладкую поверхность.

    Готовые пластиковые формы удобны, но они требуют определенных затрат. Если хочется сэкономить на этом, то вполне возможно самому сделать эти элементы. Например, так:

    • Поставим прямо в опалубке на ребро тонкие доски, создав с их помощью перегородки в нужных местах и получив облюбованный узор. Используем соединение «вполдерева».
    • Сколотим из деревянных брусков прямоугольную раму. Дно (которое не нужно крепить) – это лист металла или фанеры. Фанера кладется на стол, сверху ставится рама. На дно (если есть такая задумка) укладывают мозаику из камешков или плиток. Затем заливают раствор двумя порциями, между которыми кладут армирующую сетку из металла.
    • Для получения круглых плиток возьмем пластиковый тазик. Чтобы легче снимать форму, проложим полиэтиленовую пленку на дно.
    • Чтобы сделать шаблон для имитации природного камня, понадобятся сам камень (булыжник, гранит, мрамор) и скульптурный пластилин. Пластилиновую массу размягчают (опустив в пакете в горячую воду) и вдавливают в нее камень. Затем вокруг мастерят деревянную опалубку. Заливают раствор.
    • Можно изготовить шаблоны из обручей от старых бочек. Их выгибают нужным образом. А еще некоторые умельцы жестяные банки используют, сняв у них дно и соединив подобно сотам.

    Следующее видео рассказывает о преимуществах полипропиленовой формы для садовой дорожки, и о том, как с ней работать:

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

    И подписывайтесь на обновления сайта в Контакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

    Большие или маленькие населенные пункты кажутся неуютными из-за неприглядного вида, отсутствия тротуарных дорожек, детских площадок, придомовых территорий. Ни одна стройка не может быть законченной, пока не наведен порядок на придомовой территории. Сооружение нехитрых объектов — дорожек — не требует специального подхода, высокого профессионализма.

    Тротуарная дорожка может состоять из разного материала. Бетон, камень, гравий, плиты, кирпич, песок – далеко не полный перечень возможных покрытий. У каждого материала есть свои положительные и отрицательные характеристики. Сегодня ознакомимся с технологией бетонирования. Использование бетона – дешевый, быстрый способ для тротуарного покрытия.

    Распространен определенный состав материалов для подготовки раствора:

    • Цемент — главная составляющая, связывающая все компоненты. Портландцемент обладает высоким скрепляющим свойством, лучше всего подходит для раствора. По прочности больше пригодна марка 500, можно использовать марку 400, но разница может сказаться на сроке службы. Обязательно обратите внимание на сухость и сыпучесть, цемент не должен выглядеть отсыревшим, скомканным.
    • Песок. Размер фракций соответствует значениям от 1,5 до 5мм. В общей массе нужно соблюдать равномерность, расхождение — не больше 2 мм. Песок берут обязательно чистый, без посторонних примесей. Идеальный вариант – речной, по цене он дороже, но в нем нет глины и других примесей. Если сомневаетесь в чистоте – просейте его.
    • Основные составляющие бетона.

    Щебень. Прочность раствору дает заполнитель — щебень, гравий. Использовать морской камень не стоит, он отполирован водой и не обладает достаточным сцеплением. Размер щебня варьируется от 8 до 35 мм. Как и в песке, в заполнителе не должно быть пыли, грязи и глинистых примесей. При подготовке бетона самостоятельно подбирайте заполнитель, состоящий из фракций разных размеров, или соедините крупный и средний щебень. При смешивании компонентов такие размеры обеспечат плотную связку между собой, и не явятся причиной образования пустоты.

  • Необходимую текучесть, вязкость бетону обеспечат добавки, пластификаторы. Внимательно изучайте инструкции по использованию добавок, входящих в состав раствора.
  • Соблюдение правильных пропорций компонентов влияет на качество раствора, прочность продукта. Песок и цемент смешивают вместе, затем туда добавляют воду и последним — щебень. Важно соблюдать последовательность для положительного результата. Состав перемешивают до однородности.

    Пешеходной дорожке не нужно выдерживать большой нагрузки. Пропорция, выдерживаемая для смеси, следующая: 1 часть цемента, 2,5 — песка, 4 — щебня.

    Дорожку под автомобильный заезд нагружают повышенным весом, так что соотношение компонентов изменится: 1 часть цемента, 1,5 — песка, 2,5 — щебня.

    Подобным дорожкам требуется заливка основания бетоном. В таком случае можно использовать гравий и применить следующее соотношение компонентов: 1 часть цемента, 9 — песка, 1 — гравия.

    Раствор для основания должен обладать прочностью. Марка 400 выдерживается соотношением 1 части цемента, 3 частей песка, 5 — щебня и половины части воды. Раствор должен хорошо размешиваться (с небольшим усилием), но не стекать. Помните: фундамент лучше заливать в теплое время, в противном случае стоит подогревать воду, предотвращая быстрое схватывание.

    Имейте в виду, что готовый раствор можно использовать в течение нескольких часов, затем он будет непригодным для заливки, поэтому предварительно подготовьте стол, формы, трафареты – все, что необходимо для производства дорожной плитки.

    В емкость тонкими слоями засыпаем цемент и песок – должно получиться не менее 5-6 слоев. Это необходимо для качественного, равномерного перемешивания компонентов. Остановитесь, когда общая высота «пирога» достигнет 25-30 см. затем возьмите лопату и постарайтесь аккуратно, но интенсивно перемешать компоненты смеси: чем активнее вы будете двигать лопатой, тем качественнее получится будущий раствор.

    Однородность сухого цементного раствора можно определить на глаз. Если возникнут сомнения в чистоте массы – еще раз пропустите через сито

    Воду можно добавлять лишь после того, как вы убедитесь в полной готовности сухой смеси, а точнее, в ее однородности. Лучше взять небольшую емкость и добавлять мелкими порциями, чтобы не переусердствовать и не сделать раствор слишком жидким. Вливайте воду медленно, слегка помешивая массу.

    Ошибкой начинающих строителей являются эксперименты с температурой вливаемой жидкости. Некоторые считают, что горячая вода ускорит процесс разведения, и специально нагревают ее, другие заливаю ледяную жидкость. То и другое неверно и может негативно повлиять на качество раствора. Вода должна быть той же температуры, что и окружающая атмосфера – в нашем случае речь идет, безусловно, о теплом сезоне.

    Готовая к использованию смесь для заливки форм должна получиться чуть более жидкой, чем цементный раствор для кладки кирпича

    Еще один нюанс касается влажности песка. Часто используют песок, хранящийся прямо на участке. Очевидно, что во время дождя он мог намокнуть. Если вы используете влажный, более тяжелый песок, жидкости вливайте еще меньше. Раствор уже готов? Приступайте к заливке. В зависимости от густоты и вязкости состава у вас есть 1-3 часа, чтобы разлить раствор по формам.

    Не всем нравятся скучные серые дорожки, напоминающие городские асфальтированные улицы или бетонки, поэтому предлагаем вашему вниманию процесс изготовления плитки, условно названной мозаичной. Наша плитка далека от шедевров испанских или итальянских профессиональных мастеров, тем не менее, красивые ровные квадраты с орнаментом из разноцветных камней на фоне садовой зелени выглядят просто великолепно.

    Размер плитки зависит от вашего проекта садовой дорожки. Крупную, со стороной 50 см, можно уложить в один ряд – получится узкая дорожка, мелкую (30-40 см) – в два или три параллельных ряда или даже вразнобой

    В отличие от обычной плитки, состоящей из одного цементного раствора, наш вариант подразумевает наличие дополнительного «весомого» компонента – камней. Они могу быть большими или маленькими, одноцветными или разноцветными, круглыми или плоскими. Камни можно заменить осколками керамической или кафельной плитки, галькой – главное, чтобы они не скользили во время дождя.

    Разноцветные камни для плитки взяли на берегу протекающей неподалеку речки. Если вам не повезло с водоемами или просто берега реки оказались песчаными, не переживайте – камни необходимой фракции всегда можно приобрести в одной из строительных компаний

    Основой для плитки служит цементный раствор, приготовленный по стандартной схеме, описанной выше. Берем классическую формулу: на 1 часть цемента 3 части речного песка. Смесь готовим в большой емкости, пользуясь небольшой пластиковой мерной тарой.

    Разводить раствор порционно, отдельно для каждой плитки, тоже можно, но этот процесс будет очень длительным и трудоемким, поэтому готовим раствор в количестве, которого хватит для заполнения 6-8 заранее подготовленных самодельных форм.

    Формы имеют простую конструкцию и представляют собой ящички с невысокими стенками, образованными дощечками длиной 30-50 см. Толщина приготовленной плитки может быть от 5 см до 15 см

    Аккуратно заполняем раствором формы, покрытые полиэтиленовой пленкой, смазанной маслом (подойдет отработанное машинное). Чтобы плитки были одинаковой толщины, кладем равное количество цементной смеси. Для точности можно по краям дощечек провести линии, обозначающие высоту плитки.

    Поверхность цементного раствора тщательно разравниваем – готовим для укладки камней. Важно выдержать необходимую консистенцию массы, так как в слишком жидкий раствор камни будут проваливаться

    Не дожидаясь, пока раствор схватится, выкладываем на поверхность камни. Еще до приготовления раствора можно провести своеобразную репетицию, разложив камни в ящичке «на сухую», чтобы узнать примерное количество камней, необходимое для 1 плитки.

    Начинать необходимо с углов – так плитка будет прочнее, а каменный рисунок – более четким и правильным. Если используете камни различного размера, то старайтесь более крупные укладывать по периметру

    Продолжаем поочередно укладывать камни, создавая естественный или геометрически правильный рисунок. Можно чередовать элементы различного размера или разного цвета.

    Выкладывая периметр, стараемся, чтобы длинная сторона булыжников лежала вдоль края. Это предотвратит обламывание основы по краям после долгого использования и продлит жизнь садовой дорожке

    Сначала выкладываем более крупные камни, затем заполняем свободные места мелкими. Результатом является красивая разноцветная плитка, внешним видом не уступающая фабричному аналогу.

    На образце камни выложены в естественном порядке. Существуют и другие варианты – в шахматном порядке, по спирали, рядами по диагонали, елочкой и т.д.

    Выступающие наружу элементы – это укороченная жизнь плитки и горе для тех, кто по ней будет ходить, поэтому все камни тщательно вдавливаем внутрь, чтобы их верхние плоскости сравнялись с бетонной основой.

    Для разравнивания поверхности и трамбовки камней также используем подручный инструмент. В данном случае нам пригодился строительный мастерок, оставшийся после штукатурных работ

    Итак, все активные работы по созданию плитки закончены, осталось ждать. Чтобы бетон не покрылся трещинами, его необходимо смачивать 1-2 раза в сутки. Через 3-4 дня он созреет, застывший материал отойдет от стенок опалубки, и плитку можно доставать, освобождая форму для следующей порции раствора.

    Готовую плитку можно сразу укладывать на место. Обычно это подготовленное основание – выровненный и огражденный бордюрами песчано-гравийный «слоеный пирог»

    Плитка подходит для строительства дорожек или площадок любого размера и формы.

    Бетонный раствор пригодится не только для заливки в формы, но и для создания из отдельных плиток цельного покрытия – для этого необходимо заполнить цементной смесью швы между плитками или использовать ее в качестве клея

    Дорожка, на которую затрачен минимум бюджетных средств, выглядит изумительно, особенно если на участке есть еще конструкции, созданные из камня и цементного раствора.

    Великолепные кованые ворота и высокая каменная ограда – прекрасный фон для садовой дорожки из речных камней. И заметьте – везде не последнюю роль играет обычный цементный раствор приготовленный собственноручно

    И напоследок — прекрасное видео о том, как правильно готовить цементный раствор и заливать его в формы для плитки:

    Бетон — один из популярных материалов для мощения садовых дорожек, патио, создания подъездных путей и других элементов как практического, так и декоративного назначения.

    Достоинства бетонного покрытия — высокая прочность, долговечность, возможность придания любой геометрической формы. Но у бетона есть и свои недостатки: во-первых, процесс изготовления бетона довольно трудоемкий и занимает немало времени во-вторых, использовать бетонное покрытие можно только через 2-3 дня после укладки, что причиняет некоторые неудобства владельцам участка. Однако многие хозяева предпочитают использовать именно бетонные элементы. Среди множества аргументов в их пользу — дешевизна материала.

    Прежде всего, надо определиться, сколько бетона вам потребуется для создания бетонных плит или бетонирования дорожки, въезда и т. д. В расчете количества бетона нет ничего сложного.

    Если мощение будет выполняться бетонными плитами, то определите площадь одной плиты и умножьте ее на высоту этой плиты. Все данные должны быть в метрах. Теперь умножьте полученный результат на количество плит, которое вам понадобится.

    Если площадка будет заливаться единой бетонной массой, то расчет количества бетона практически аналогичен: площадь умножается на толщину заливки.

    Этим же способом можно определить примерное количество материала и для плит, если плиты будут укладываться «встык». А в случае, если предполагается расстояние между плитами, нужно от результата отнять 5-10%.

    Остается только решить вопрос толщины заливки. Если речь идет о пешеходной дорожке, то вполне достаточно слоя бетона в 5-7 см. Это же значение подойдет и для патио. Если же необходимо сделать въезд для автомобиля, то бетонный слой должен быть не менее 10 см.

    Принимая во внимание, что ширина пешеходной дорожки равняется примерно 0,8 м, а ширина въезда для машины — 3м, то легко посчитать, что на 1 погонный метр дорожки потребуется 0,05 м3, а на 1 погонный метр въезда — 0,3 м3 бетона. Соответственно, 1-го м3 бетона хватит на 20 м2 дорожки или на 3,3 м2.

    От состава бетонной смеси зависит прочность покрытия, поэтому необходимо строго соблюдать рекомендуемые пропорции компонентов. Каким должен быть бетон, зависит, прежде всего, от тех нагрузок, которому будет подвергаться покрытие.

    Естественно, когда вы готовите бетонный раствор дома вручную, то пропорции компонентов легче брать не в килограммах (согласитесь, что взвешивать песок, цемент и прочее неудобно), а в литрах (мерилом может стать, например, ведро). При этом следует учитывать, что стандартный мешок цемента (50 кг) соответствует 38 л.

    Отдельно следует отметить вопрос количества воды для приготовления бетона. Идеальным считается весовое соотношение 1 часть воды на 4 части цемента (объемное соотношение — 1 часть воды на 3 части цемента), однако в этом случае полученный раствор будет недостаточно пластичным. На эти данные можно ориентироваться, но воды все же придется добавлять чуть больше, понемногу, пока раствор не приобретет нужную консистенцию.

    Рассмотрим состав бетонной смеси для различных объектов.

    Нагрузки здесь небольшие, пропорции компонентов могут быть следующими:

    • Цемент — 1 часть
    • Песок — 2,5 части
    • Гравий — 4 части.

    Ориентировочно на приготовление 1-го м3 такого бетона вам потребуется 18 ведер цемента (4,7 мешка), 45 ведер песка и 70 ведер гравия.

    В данном случае нагрузки будут большими, поэтому пропорции компонентов несколько иные:

    • Цемент — 1 часть
    • Песок — 1,5 части
    • Гравий — 2,5 части.

    Ориентировочно на приготовление 1-го м3 такого бетона вам потребуется 28 ведер цемента (7,3 мешка), 40 ведер песка и 70 ведер гравия.

    Иногда для мощения дорожек требуется бетонное основание, даже если сама дорожка и не из бетона, а, например, из природного камня. В этом случае применяется гравий очень мелкой фракции (можно заменить глиной), а пропорции берутся такими:

    • Цемент — 1 часть
    • Песок — 9 частей
    • Гравий (мелкий) — 1 часть.

    Ориентировочно на приготовление 1-го м3 такого бетона вам потребуется 13 ведер цемента (3,4 мешка), 120 ведер песка и 13 ведер мелкого гравия.

    Для приготовления бетонного раствора потребуется стальной или обитый кровельным железом ящик. Если объем одного замеса небольшой, то готовить бетон можно непосредственно на ровной площадке (асфальт, лист железа и т. д.)

    В первую очередь следует смешать необходимое количество гравия и песка. Затем к ним необходимо добавить цемент и снова все тщательно перемешать. В результате должна получиться однородная серая масса.

    Теперь в середине этой сухой смеси делают углубление и выливают в него воду (половину от расчетного объема). Сухую смесь с кроев сгребают в воду. Перемешав таким образом смесь (она влажная, но воды в ней еще мало), снова делают углубление в середине и добавляют еще немного воды. Процесс повторяют до тех пор, пока бетон не станет нужной консистенции.

    Определить готов ли к укладке бетон, можно по следующим признакам:

    • Проведите по поверхности раствора плоской частью лопаты: она должна разглаживаться
    • Ткните лопатой в разглаженную поверхность бетона: на ней должны остаться бороздки.

    Готовить бетон самостоятельно достаточно тяжело физически, и на это потребуется много времени. Если вам нужно больше 3 м3, то лучше заказать готовый бетон, предварительно подготовив место выгрузки или приобрести бетономешалку. Подробную информацию о бетономешалках вы сможете найти в нашей статье «Бетономешалки. Принцип работы и применение бетоносмесителей».

    Если вам не нравится серый цвет бетона, то можно приготовить цветной бетон, используя для этого специальные сухие пигменты (продаются в магазинах стройматериалов). Такие добавки не дают насыщенного цвета, скорее, придают бетонной массе мягкий пастельный оттенок. При этом лучше использовать для бетонного раствора белый цемент и белый песок.

    Можно немного сэкономить на пигментах: основную толщину залить обычным бетоном и лишь сверху добавить небольшой слой цветного. Делать это надо сразу, не давая схватиться нижнему слою.

    Поверхность бетона можно декорировать каменным боем или крошкой, галькой, осколками цветного стекла и так далее. Если вы самостоятельно заливаете плиты, то можно сделать так: на плотную бумагу выкладывают элементы декора и приклеивают их лицевую сторону наводорастворимый клей сверху ставят форму и заливают бетон когда плита затвердеет, бумагу снимают.

    Красиво смотрится поверхность бетона с рельефной фактурой. Для этого в форму перед заливкой укладывают рельефный трафарет. Используя толстую проволоку, пруты или рейки. С помощью всего этого можно создать любой рисунок.

    Аналогично трафаретом можно сделать рельеф на сплошной поверхности бетона. При этом перепад высоты не должен быть больше, чем 1 см: так и внешний вид будет привлекательным, и эксплуатация удобной.

    Можно сделать «расшивку»: на следующий день после заливки шпателем проделать маленькие канавки в поверхности бетона, за затем затереть их белым или цветным бетоном.

    На сегодняшний день существует множество присадок и добавок к бетону, которые позволяют улучшить те или иные его характеристики. Перед тем, как купить добавку, необходимо определиться, какие показатели требуют улучшения.

    • Пластификаторы делают бетон более пластичным и удобоукладываемым, что позволяет снизить трудозатраты.
    • Гидроуплотнители наделяют бетон гидроизоляционными свойствами.
    • Обеспыливатели делают бетон устойчивым к истиранию, повышают его прочность.
    • Ускорители и замедлители затвердевания позволяют регулировать время схватывания бетона.
    • Противоморозные добавки дают возможность проводить бетонные работы даже при отрицательных температурах.
    • Добавки, улучшающие адгезию, улучшают «прилипание» бетона к армирующим элементам.

    Современные добавки, как правило, имеют комплексное действие, то есть позволяют улучшить сразу несколько характеристик.

    Важно! Всегда внимательно изучайте инструкцию по применению добавки. Некоторые добавки несовместимы с другими, другие нельзя использовать, если бетон армируется и т. п.

    Важно! Многие добавки изменяют потребность раствора в воде, как правило, воды потребуется меньше. Будьте внимательны и добавляйте воду в раствор меньшими порциями.

    Дополнительную информацию о бетоне вы можете найти в статье «Восемнадцать вопросов дачника о бетоне».

    источник

    Читайте также:  Вибратор для бетона pit p31035 отзывы