Брусчатка на бетон плюсы и минусы

Брусчатка — это дорожно-строительный материал, выполненный в форме брусков, имеющих различную форму. Чаще всего изготовляется в форме правильного параллелепипеда. Существуют различные виды брусчатки, изготовленные по разным технологиям.

В крупных городах, вплоть до 20-х годов прошлого века использовали покрытие из брусчатки для мощения улиц и тротуаров. Ее применение шло повсеместно во всех развитых странах, где была необходимость укладки дорог в связи с увеличившимся количеством транспорта. Со временем ее вытеснил асфальт и бетон, в силу своей более дешовой стоимости и огромного количества дорог, которые нужно было покрыть. В последнее время брусчатка применяется все чаще, как в городском строительстве, так и на загородный частных участках.

  • Гранитная брусчатка. Самый крепкий дорожный материал. Гранит обладает высокой прочностью и долговечностью эксплуатации. Дорога, вымощенная гранитной кладкой, сохранит свои первоначальные свойства вплоть до полувека интенсивной эксплуатации. Ей не страшна деформация и механические повреждения. Имеет эстетичный вид, применяется для мощения дорожек, площадей, мостовых. Ей не страшны перепады температур, смена времен года и выпадение большого количества осадков.
  • Клинкерная брусчатка. Делается из глины специального сорта, путем ее обжига на высоких температурных режимах до полного спекания. Частицы минералов, находящиеся в куске глины, запекаются до состояния монолита, и впоследствии по своим физическим свойствам не уступают натуральному камню. Она противостоит влаге — не впитывает осадки, ей не страшны какие-либо химические воздействия, она не выгорает на солнце под прямыми лучами, механические повреждения ей так же не страшны. Широкое применение имеет в обустройстве территорий для отдыха, зон проходимости пешеходами, парковок, территорий перед домами. Отлично подходит для дизайнерской фантазии — ей можно придать различную форму и создать декоративный орнамент.
  • Вибропресованная брусчатка. Изготовляется она из бетонной смеси, в которую добавляется красители. Стоимость такого покрытия невысокое, но прочность и качество не разочаровывают. Ее можно применять для выстилания автомобильных проезжих частей, даже там где высокая проходимость.
  • Резиновая брусчатка. Это новый вид материала, он является экологически чистым, используется для пешеходных и садовых дорожек. Так же хорошо нашел применение на детских игровых площадках, террасах и ступнях. Этот вид брусчатки не травмоопасен, поэтому нашел широкое применение в благоустройстве детских учреждений.

В последнее время брусчатка снова набирает популярность, так как обладает рядом несравненных преимуществ:

  • долговечность использования в связи с высокой прочностью;
  • она устойчива к механическому воздействию и истиранию;
  • покрытие легко отремонтировать. Но еще одним плюсом является то, что ремонта брусчаточное покрытие требует крайне редко;
  • ее не размывают осадки. На дороге выложенной брусчаткой, при соблюдении правильной технологии укладки не образуются лужи. Вода и осадки уходят в землю между камнями;
  • экологичность материала. В сравнении с асфальтом, который при нагреве может выделять вредные для человека и окружающей среды вещества;
  • простота и легкость кладки . Ее легко разобрать, если необходимо проложить какие-либо коммуникации, и также просто установить покрытие на свое место;
  • брусчатка обладает несравненно удачным внешним видом, разнообразием форм и цветов. А значит подобрать под любой дизайнерский замысел тот или иной вид брусчатки будет очень легко.

К минусам можно отнести достаточно высокую цену на натуральный камень. Если брусчатка используется из гранита, то она еще и сложно поддается обработке, а значит, на ее производство уходит много издержек.

В целом можно выделить три главных способа укладки брусчаточного покрытия. Выбор конкретного из них зависит от будущих условий эксплуатации:

  • Для создания пешеходных дорожек, площадок, укладка брусчатки идет на основание из слоев щебня, гравия, песка.
  • Если брусчаткой выкладывается территория для проезда легкового транспорта, или же это гараж или место стоянки, то в таком случае брусчатку укладывают на основание из щебня и цементно-песчаной смеси.
  • На тех территориях, где возможен проезд более тяжелого автотранспорта и грузовых машин или автобусов, брусчатку кладут на бетон.

Так как брусчатка это прекрасный материал для покрытия дорожек, подъездов и т. д. то ее применение на загородных участках крайне удобно. Благодаря разнообразию формы и различным цветам и материалам, можно выполнить интересное покрытие и преобразить участок. Укладывать брусчатку можно своими силами, для этого нужно ознакомиться с технологией.

  • Производится разметка территории.
  • Снимается слой грунта, при этом его удаляют под углом, чтобы просочившись, вода не застаивалась под дорожкой, а стекала к ее краям.
  • Затем грунт уплотняют. Для этого используется специальный инструмент. Такой как виброплиты, пневматические или электрические трамбовки. Или же в обычных дачных условиях можно воспользоваться ручной трамбовкой изготовленной самостоятельно.
  • После того как основание качественно уплотнилось, его засыпают слоями щебенки или гравия. Далее снова производится уплотнение. Толщина слоя должна быть до 10 см. Щебень будет выполнять функцию дренажа и вся вода будет проходить насквозь и впитываться в грунт. Без слоя из щебня можно обойтись только в том случае, если выкладываемая поверхность защищена от осадков какой-либо крышей, например на территории отдыха, где имеется дачная беседка.
  • Сверху щебенки кладется цементно-песчаный раствор (3 к 1) и выкладываются бордюры.
  • На следующий день создается песчаная подушка. Толщина ее должна быть не менее 10 см. Лучше всего подойдет речной песок без примеси глины. Слой песка тщательно выравнивается и обильно смачивается водой, до появления лужиц. После чего его нужно уплотнить и утрамбовать.
  • Последним этапом идет непосредственно выкладка камней брусчатки, в соответствии с выбранным дизайном будущей дорожки. Кладут ее постукивая киянкой.
  • После выкладки целого полотна желательно пройтись выброплитой, чтобы уплотнить брусчатку.
  • В завершении нужно промести поверхность мелкозернистым песком, он заполнит щели между деталями и скрепит их.

Укладка отмостки вокруг жилого дома проводится по такому же принципу. Но, есть небольшое существенное отличие. Ведь основная цель отмостки вокруг дома — это отвод воды от фундамента. Для этого необходимо перед насыпью слоя щебня выстелить грунт полиэтиленовой пленкой или же создать другой тип гидроизоляции. И важно не забыть сделать уклон от стены дома.

Технология укладки в этом случае имеет следующие отличия от вышеописанных способов:

  • щебень выкладывается толщиной 15−20 см;
  • песчаная подушка до 15 см;
  • после того как песок был увлажнен и утрамбован, насыпается слой сухой цементно-песчаной смеси (6 к 1) до 5 сантиметров;
  • после завершения выкладки брусчатки поверхность обильно проливается водой, чтобы цемент затвердел;
  • после заключительного прометания песком поверхность уже не уплотняем виброплитой;
  • тромбователи в таком случае лучше использовать механизированные. Ручной способ тромбования недостаточен;

После выкладки слоя щебенки толщиной до 15 см, выстраивается опалубка и заливается бетон до 15 сантиметров. Можно так же армировать бетон сеткой, которая располагается в его толще. Формируется уклон. Сверху кладется цементно-песчаный раствор толщиной до трех сантиметров. Укладка брусчатки производится после застывания бетонного основания. После выстойки поверхности, швы заполняются затирочной смесью специально подобранной для брусчатки.

Таким образом, можно выложить территорию собственного загородного участка этим удобным в использовании материалом. Дорожки, отмостки, гараж и проезжая часть приобретут новый, законченный вид.

источник

Каждый, у кого есть дача или загородный дом, стремится облагородить свой участок. Красиво выложенные дорожки из тротуарной плитки подчеркнут стиль и уникальность вашего участка. В наше время производство этого материала стремительно растет, и приобрести ее может практически каждый. Главное — не ошибиться с выбором и произвести грамотную укладку.

Бетонное основание для укладки тротуарной плитки считается самой надежной и долговечной основой.

Среди главных критериев выбора стоит обратить пристальное внимание на определенные характеристики.

  • прочность;
  • морозостойкость;
  • метод изготовления;
  • целостность.

По способу изготовления тротуарная плитка делится на два вида:

Данный вид материала не выдерживает больших нагрузок. Его рекомендуют использовать на дачных участках или в частных домах, где нет интенсивного движения.

Изготовление не является сложным технологическим процессом, поэтому на рынке очень много разновидностей данной продукции. Но именно из-за простоты процесса возникает риск приобрести бракованную продукцию, изготовленную в подпольных помещениях.

Основой литой плитки является белый цемент и, соответственно, раствору можно придать любой цвет, добавив в него краситель для тротуарной плитки. Следует отметить, что если добавить большее количество красителя, чем требуют того пропорции, качество раствора значительно ухудшается и изделие теряет прочность. Поэтому лучше покупать плитку у крупных и известных производителей, которые используют качественные красители. Как правило, в таких компаниях всегда есть органы, которые следят за техническими характеристиками продукции.

Плитку, изготовленную методом вибропрессования, чаще используют на городских тротуарах или даже на проезжей части. На дорогах с оживленным автомобильным движением используют брусчатку. Она, как правило, небольших размеров и давление на нее меньше, что позволяет сохранить целостность покрытия.

Вибропрессование — это довольно сложный и требующий дорогого оборудования процесс. Поэтому можно быть уверенным, что плитка, изготовленная таким методом, не производится в кустарных условиях.

Данный вид материала не имеет большого разнообразия форм и цвета, как у вибролитой, но вибропрессованная значительно превосходит ее по прочности.

Выбирая тротуарную плитку, обязательно следует учитывать предполагаемые нагрузки.

Укладка плитки на бетон обеспечивает долговечную и прочную основу. Такой метод, в основном, используют в местах повышенной проходимости, например, в автомобильных паркингах, парковках и пр.

Главное преимущество бетонного основания — это устойчивость. Под воздействием атмосферных осадков или при неправильной укладке, песок и земля могут проседать. А плитка на бетонном основании хоть и не соединяется друг с другом, но под тяжестью своего веса не сдвигается и не «съезжает». Таким образом, значительно увеличивается срок эксплуатации, так как нагрузка распределяется по поверхности, которая больше по площади, чем сам материал.

Читайте также:  Оборудование для производства труб из бетона

Идеально ровной поверхности можно добиться, только выложив тротуарную плитку на бетонную основу. На ровной поверхности можно выложить различные прямолинейные формы и сформировать индивидуальные элементы.

Специалисты по укладке знают, что влага, которая попадает в изделие через поры и микротрещины, способны разрушить его при замерзании. Поэтому необходимо осуществить хороший отток воды. На песочной или грунтовой основе влага уходит естественным путем через щели.

При неправильной укладке тротуарной плитки на бетонное основание вода будет скапливаться в стыках и, при замерзании, будет подрывать изделие изнутри. Эффективность укладки на бетон обеспечивается лишь в том случае, если соблюдены все правила, и работы выполнены профессионалами.

Множество вариантов и схем укладки предоставляет прямоугольная плитка (брусчатка). Ее размеры составляют 200−100хН.

Наиболее распространенные схемы укладки:

Такие методы являются простыми и отлично подходят для дорожек. Для попарного расположения брусков требуется предварительная прорисовка. Такие схемы хорошо смотрятся, если используется несколько цветов, и применяются обычно на стоянках, площадках и пр.

Тротуарная плитка может прослужить довольно долго, если соблюдены все правила укладки, и сам материал отличается высоким качеством. Независимо от того, на каком материале вымощена плитка, основанием является подушка, которая состоит из щебня и песка.

Изначально необходимо сделать выемку глубиной не менее 15 см. Нужно тщательно очистить углубление от возможных остатков растений и т. п. Для предотвращения последующего прорастания растений сквозь элементы можно дополнительно заполнить ложе геотекстилем.

Необходимо, чтобы вырытое основание имело наклон для стока, иначе со временем дождевые воды могут постепенно подмыть бетонное основание и покрытие начнет «ходить». Во избежание подмывания плитки со стороны грунта рекомендуется проложить гидроизоляционный материал. Самым простым вариантом является обычный рубероид.

Земляную траншею необходимо тщательно уплотнить (утрамбовать).

После того как подготовлено основание, необходимо уложить подушку из щебня, а поверх нее — армирующую сетку. Далее можно заливать бетонное основание. Для этого следует сделать опалубку из досок и замесить цемент с песком в пропорции 1/3.

Бетон в опалубку заливается послойно, обязательно с соблюдением небольшого уклона.

После того как подготовлено основание, можно начинать укладку. Это делают двумя способами:

  • укладка на цементный раствор;
  • укладка на сухую цементную смесь.

Если вы выбрали первый вариант, то необходимо приготовить раствор в пропорции, соответствующей заливке, но более густой. Данная смесь заливается слоем около 3-х сантиметров. Плитка устанавливается на свое место и фиксируется с помощью резиновой или деревянной киянки.

В случае если вы предпочитаете сухую укладку, необходимо взять смесь песка и цемента. Она насыпается ровным слоем на бетонное основание и выравнивается. Точно так же, как и в предыдущем варианте, материал укладывается и фиксируется киянкой.

Укладываемый слой необходимо проверять с помощью уровня во избежание неровностей.

Как видите, достаточно соблюсти ряд простых рекомендаций, и укладка плитки на бетонное основание не составит труда. Произведя работы с учетом всех технологических тонкостей, такого недостатка, как возможное попадание влаги, можно избежать. Вымощенная площадка или дорожка прослужит вам не один десяток лет.

источник

Считается, что тротуарная плитка лучше всего укладывается на утрамбованную основу из песка или щебня. Укладка на бетон не пользуется популярностью из-за того, что в случае ошибки при мощении все плюсы такого покрытия сойдут на «нет».

Главная проблема тротуарной плитки – влага, легко попадающая в микротрещины и поры материала. Расширяясь при замерзании, она словно разрывает изделие изнутри.

Любой специалист скажет, что первая задача при укладке такого покрытия – верно продумать и осуществить отток воды. При мощении на песочное основание отток происходит сам собой: вода протекает сквозь щели между элементами плитки и беспрепятственно уходит в грунт.

Но в случае мощения на бетон этого не может происходить. Неверная укладка приведет к тому, что влага будет скапливаться между бетоном и тротуарной плиткой, а так же в стыках, и при замерзании просто выворачивать покрытие из земли. Все плюсы укладки тротуарной плитки на бетон можно оценить лишь только в том случае, если работа будет выполнена профессиональными мастерами.

Процесс укладки тротуарной плитки на бетонное основание довольно сложен и имеет свои особенности. В качестве основы используют мокрый, хорошо утрамбованный песок, им же заполняют и швы.

Для большей прочности места соединения тротуарной плитки можно залить цементным раствором. Купить тротуарную плитку можно у надежного производителя – московского завода «Автострой» (http://plitkafasad.ru/), по праву считающимся лучшим в производстве плитки. Или изготовить самостоятельно, выбрав нужный размер и форму.

После укладки бетонного основания процесс продолжается в привычном порядке – на него наносится и утрамбовывается слой песка, а сверху тротуарная плитка или натуральная брусчатка. Для большей устойчивости и прочности, такие кладки рекомендуют дополнять бетонными бордюрами по краям.

Права на авторские материалы, опубликованные на сайте, защищены «Законом об авторском праве и смежных правах РФ», принадлежат их законным владельцам и публикуются с их разрешения. Копирование любых материалов с данного сайта без разрешения правообладателя запрещено и будет преследоваться в судебном порядке.

источник

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Перед тем, как настелить на дорогу, тротуар или аллею дорожное покрытие, хороший хозяин выбирает материал и технологию его укладки.

В статье вы найдете сравнение покрытия из бетона и тротуарной плитки, узнаете преимущества и недостатки обоих видов.

Чтобы выбрать, чем именно накрывать дорогу, необходимо понять, зачем дороге покрытие. В средневековье дорогами были протоптанные и укатанные колесами телег тропинки и направления. Передвижение по таким дорогам хоть пешком, хоть в телеге не радовало удобством и комфортом. В летнюю засуху дорога пылила, в осеннюю и весеннюю распутицу превращалась в непроходимое болото.

Затем, когда поток грузов по дорогам увеличился, тропы и направления стали облагораживать. В одних местах их заливали местными аналогами бетона, в других мостили камнями или бревнами. Цели этих мероприятий – возможность эксплуатировать дороги круглый год и повысить комфортность передвижения по ним. Некоторые дороги, оставшиеся со времен Римской Империи, все еще хранят каменную отмостку, которую укладывали легионеры и строители.

Перед выбором материала для дорожного покрытия, задайте себе вопрос: какие планы у вас на этот участок дороги, террасы или тротуара? Если вам необходимо обеспечить беспрепятственное движение пешеходов или транспорта, – это одно. Если необходимо сделать красивое покрытие, гармонично вписывающееся в дизайн ландшафта, по которому будут ходить исключительно пешеходы, – это другое. Если необходимо сделать красивое и прочное покрытие, рассчитанное на передвижение людей и автотранспорта (включая средние и тяжелые грузовики), – это третье.

Территория, мощеная брусчаткой

Нет идеального универсального покрытия, которое подходит для любой ситуации. Бетонное дорожное покрытие (при соблюдении технологии) используют для тротуаров и автомагистралей. Ему не страшны даже тяжелые грузовики. Но по внешнему виду такое покрытие уступает даже цветной бетонной тротуарной плитке.

Бетонная тротуарная плитка выдерживает движение и пешеходов и автомобилей, но щебенчато-песчаное основание не выдержит давления тяжелых грузовиков. А стоимость работ по укладке бетонной тротуарной плитки на бетонное основание взвинтит и без того высокую стоимость работ. Использование более дорогой и прочной плитки из натурального камня, клинкера или керамогранита еще больше увеличит затраты.

Преимущества бетонного покрытия:

  • высокая прочность на излом;
  • высокая механизация всех этапов работ;
  • невысокая стоимость.

Недостаток бетонного покрытия:

  • низкая эстетическая привлекательность.

Бетон используют, когда необходимо соорудить прочное и надежное покрытие дороги или тротуара. Такое покрытие выдерживает высокие нагрузки (интенсивное движение тяжелых грузовиков), но сделать его декоративным и художественным невозможно.

Требования к земляному корыту (траншея, из которой удаляют лишний грунт, чтобы уложить на уплотненную землю подстилающие слои основания) для плитки и бетона одинаковы и зависят от ожидаемой нагрузки. Идентичен расход щебня и песка для участков с небольшой нагрузкой (для пешеходов и редкого легкового транспорта).

На участках с возможным движением тяжелого грузового автотранспорта для укладки бетона не нужно заливать мощную армированную стяжку, а для плитки такая стяжка необходима. Поэтому стоимость подготовительных работ по укладке бетона на участке с движением тяжелого грузового транспорта в 2-5 раз меньше, чем для плитки.

Строительство бетонной дороги

Стоимость работ по укладке плитки превышает стоимость работ по заливке бетона в 1,5-3 раза. Стоимость бетона в 2-5 раз меньше, чем вибропрессованной плитки такого же качества и в 4-10 раз меньше плитки из натурального камня.

Кубометр бетона марки М-300, состав аналогичен тому, который используют для вибролитья и вибропрессования, стоит 3-5 тысяч рублей. Квадратный метр вибропрессованной плитки толщиной 50 мм стоит 350-450 рублей за квадратный метр. В одном кубометре 20 квадратных метров плитки, поэтому стоимость кубометра 7-9 тысяч. Разница почти в два раза.

  • высокая эстетическая привлекательность;
  • возможность выкладывать рисунки;
  • более высокая стойкость к истиранию и морозостойкость.
  • высокая доля ручного труда;
  • повышенные требования к квалификации и опыту исполнителя;
  • стоимость работ и материала в 3-10 раз выше, чем для бетона.

При изготовлении плитки методом вибролитья и вибропрессования уплотнение бетона качественней, чем при заливке дорожного (тротуарного) покрытия. Ведь плитку изготавливают на специальном оборудовании, уплотняют с помощью вибростола и пресса. Это повышает износо- и морозостойкость готовой плитки по сравнению с застывшей бетонной стяжкой.

Прочность мощеного плиткой участка в первую очередь зависит от основания (подстилающих слоев). Поэтому избыточную прочность плитки невозможно использовать без серьезного увеличения качества основания. Но стоимость таких работ превысит цену стандартной подготовки в 2-3 раза. Если же работы выполняет бригада гастарбайтеров (с минимальным качеством, зато быстро и дешево), то превышение составит 3-8 раз.

Нет идеального материала для покрытия дорог и тротуаров. В одних условиях предпочтительней бетон, в других – вибролитая или вибропрессованная плитка, в третьих – брусчатка из натурального камня. Теперь вы знаете преимущества и недостатки бетона и тротуарной плитки и сможете выбрать тот материал, который больше соответствует вашим целям, ожиданиям и возможностям.

источник

Преимущества тротуарной плитки или, как ее еще именуют, тротуарной брусчатки перед большинством иных покрытий весьма многочисленны. Их нетрудно выделить, исходя из следующих аспектов:

  • Прекрасные физические характеристики.
  • Несущественные преодолимые недостатки.
  • Привлекательная характеристика.
  • Широкие возможности для применения.

Определяя достоинства тротуарной плитки, нельзя забывать о способах ее изготовления. Если раньше она производилась из прессованного бетона, то теперь помимо этого материала добавляются различные пластификаторы, глина, каменная крошка, красители. Все это обеспечивает изделиям сохранение достаточной прочности даже при сильных механических нагрузках.

А при упоминании о превосходных физических свойствах, которые материал приобретает в процессе изготовления, плюсы тротуарной плитки только увеличиваются. Так, изделия, получаемые при литье, выдерживают до 200 циклов замерзания-оттаивания; изделия, которые изготавливаются способом вибропрессования – до 300 циклов.

Литая тротуарная плитка обладает водопоглощением только в 5% от общего объема попадающей на нее воды. Срок ее эксплуатации при максимальных нагрузках составляет 10 лет. Вибропрессованная тротуарная плитка сохраняет прочность, не выцветает на протяжении 25 лет. Практически не впитывает влагу.

Есть еще разновидность тротуарной брусчатки – изделия из натурального камня (мрамора, гранита). Мощеные дорожки из такого материала практически не истираются. По крепости он превышает бетон самой высокой марки. Камень не теряет прочность при воздействии кислот, щелочей, которые содержатся в атмосферных осадках. Он не выгорает на солнце, не темнеет и не гниет во влажной среде. Покрытие служит до 100 лет. Только вот цены кусаются.

Минусы тротуарной плитки с точки зрения физических характеристик могут присутствовать лишь в том случае, если она изготовлена кустарным способом. Владельцы частных усадеб часто приобретают подобные изделия, привлеченные невысокой ценой — но это единственное достоинство самодельной тротуарной плитки.

Неизвестные составляющие, нарушение технологии изготовления, несовершенное оборудование для прессования — обязательно сказывается на качестве и физических свойствах плитки. Она начинает ломаться вскоре после установки, не выдерживая вес пешеходов, сильно впитывает влагу. Отличить кустарные изделия от промышленных очень легко. Для этого нужно легонько постучать плиткой о плитку. Если изделие качественное, раздастся легкий звон.

Людям сомневающимся, всегда интересно, насколько плюсы и минусы тротуарной плитки перевешивают друг друга. Давайте разберемся.

Плюсы тротуарной плитки таковы:

  • всегда имеется в широкой продаже;
  • разнообразна по цвету и форме;
  • не задерживает влагу;
  • выдерживает сильные морозы;
  • не перегревается в жару;
  • экологична;
  • просто и быстро устанавливается;
  • легка в уходе.

Минусы тротуарной плитки:

  • зимой на поверхности образуется наледь;
  • впитывает влагу, что при резком снижении температуры воздуха вызывает разрушение структуры изделий изнутри;
  • при недобросовестной укладке между плитками прорастает трава, которая также разрушает их целостность;
  • при неправильном мощении дорожки к гаражу начинает вскоре проседать под давлением колес автотранспорта.

Преимущества тротуарной плитки налицо, если сравнивать ее с другими покрытиями. В отличие от бетонных, галечных, асфальтированных дорожек тротуарная брусчатка:

  • Имеет эстетический вид. Сад и примыкающие к нему зеленые территории воспринимаются аккуратными, ухоженными.
  • Благодаря возможности комбинировать различные цветовые и фигурные элементы, покрытие является украшением садового ландшафта.
  • Позволяет мостить небольшие участки для обустройства досуга и отдыха различной конфигурации. Да и дорожкам на участке можно с помощью плиток придать интересную форму.
  • При нагреве изделие не меняет формы, сохраняет твердую структуру. Но не выгорает под прямыми лучами солнца. Не растрескивается при длительной эксплуатации.
  • После сильного дождя на покрытии не образуются лужи. Вода просачивается в почву через щели между плитками. Благодаря сухому слою под плитками, в зазорах не растет мох.
  • Слишком узкие щели между брусчаткой обеспечивают чистоту всего покрытия после сильного ливня. Земля не размазывается по его поверхности.
  • Плитка с течением времени не выделяет токсические вещества, испарения, так как состоит из природных материалов.
  • При необходимости провести или починить коммуникации под покрытием из тротуарной плитки, оно быстро и легко снимается. После ремонтных работ плитку так же несложно установить снова.

Многочисленные преимущества тротуарной плитки перед иными покрытиями создало большой бум вокруг этого материала в кругу владельцев частных домов и дачных усадеб. Ныне тротуарной брусчаткой мостят дорожки в саду, дворы, площадки перед беседками и игровые площадки. Некоторые домовладельцы укладывают плитку по периметру стен фундамента, цоколя. Вот тут-то недостатки тротуарной плитки и проявляются в полной мере.

После сезонных дождей вся влага через зазоры между плитками уходит в песчано-щебниевую «подушку», на которой она держится, и там застаивается. В результате постепенно начинает отсыревать и разрушаться фундамент, цоколь. Чтобы этого не произошло, вместо плитки лучше прилегающие к дому места залить качественным бетоном. Он не впитывает влагу; потоки воды стекают с его поверхности на безопасное от дома расстояние.

Существенные недостатки тротуарной плитки выявляются и при укладывании ее во дворе. Покрытие, кроме влаги, впитывает все жидкости, включая бензин. В жаркую погоду, когда плитка нагревается, жидкости начинают испаряться из «подушки». В результате во дворе стоит такое амбре, что трудно дышать. Ситуация еще более усугубляется, если на плиточном покрытии живет собака в будке. В жаркую погоду воздух во дворе наполнен запахом испражнений животного.

Если тут же оборудована стоянка для автомобиля, тротуарная плитка, ранее впитавшая капли бензина и выхлопные газы, при нагреве начинает источать токсичные канцерогенные пары.

Тротуарная брусчатка хоть и имеет большую плотность, но является гигроскопичным материалом. Поэтому стоит выкладывать ее в экологически чистых местах: садах, парках, зонах для отдыха. Будучи натуральным материалом, тротуарная брусчатка при отсутствии неприятно пахнущих жидкостей не источает вредных паров. Это и вправду очень красивое покрытие, способное украсить любой пейзаж.

Теперь вы знаете все преимущества тротуарной плитки, и можете выбрать продукцию для своего участка. Благо возможностей для этого предостаточно. Красивые цветные дорожки, мощеный теннисный корт станут интересным дизайнерским решением для садового ландшафта.

источник

Тротуарная плитка прочно занимает лидирующее место среди строительных изделий, используемых для устройства покрытий на городских улицах, площадях и индивидуальных участках. Неоспоримое доказательство такой популярности налицо в любом городе, посёлке и на частных подворьях. В данной статье рассмотрим, как положить тротуарную плитку на бетонное основание.

Чаще всего плиточное покрытие устраивается:

  • на тротуарах и площадях;
  • вокруг административных зданий, офисов, торговых, спортивных и развлекательных комплексов, вокзалов, аэропортов, учебных заведений и других местах с повышенной проходимостью людей;
  • в общественных парках, газонных и садовых дорожках на частных участках;
  • парковочных автомобильных частных площадках и стоянках для крупной техники;
  • при благоустройстве загородных территорий.

В зависимости от способов изготовления различаются следующие разновидности:

  • вибролитые;
  • вибропрессованные;
  • гиперпрессованные;
  • полимерпесчаные.

В состав тротуарных плиток обычно входит пескобетон с добавлением гранитной крошки, известняка, сланцев или резиновой крошки. Реже добавляется базальтовая крошка.

В местах со значительными нагрузками рекомендуется уложить брусчатку. Наибольшей популярностью пользуется тротуарная брусчатка с добавлением гранитной крошки. Промышленностью выпускаются следующие виды:

  • пилёная брусчатка, имеющая все грани ровными;
  • пилено-колотая с ровной нижней и верхней гранью;
  • колотая, с неровными гранями.

У первых двух видов ровная верхняя поверхность может подвергаться термической обработке, что делает её нескользящей.

Наиболее распространённая квадратная брусчатка со сторонами по 10-ть см при толщине от 3-х до 10-ти см.

В качестве основания под плиточное покрытие могут использоваться:

  • щебёночно- или гравийно-песчаная подушка;
  • бетон, для повышения прочности армированный стальными сетками или отдельными стержнями, композитной арматурой или виброволокном.

Плитка может укладываться на уже существующие бетонные стяжки или на вновь устроенные.

Хоть в первом случае выполнение работ значительно проще и быстрей, укладка плитки на бетон является необходимой для обеспечения получения стабильного и долговечного покрытия в следующих случаях:

  • наличие на участке производства работ грунтов с повышенной подверженностью усадкам (недавно отсыпанные насыпи, пылеватые пески, торф);
  • пучинистые глинистые грунты, характеризующиеся неравномерным вспучиванием на отдельных участках;
  • бетонное основание под тротуарную плитку устраивается при воздействии на покрытие значительных нагрузок, например, устройство парковки для автомобиля;
  • при облицовке на существующие прочные бетонные основания, когда их демонтаж нецелесообразен и отличается высокой трудоёмкостью (отмостка вокруг дома, существующие бетонные покрытия, полы в гаражах и хозяйственных постройках). Решение можно ли класть тротуарную плитку на бетон принимается после результатов тщательного обследования существующего старого бетонного покрытия. Укладка на старый бетон позволяет получение существенной экономии на строительных материалах, защитит существующее покрытие от дальнейшего разрушения и значительно улучшит его внешний вид.

Бетонная основа под укладку брусчатого покрытия обладает следующими достоинствами:

  • высокая прочность и устойчивость к приложению значительных нагрузок и механическим воздействиям;
  • долговечность;
  • монтаж плитки на бетонном основании сводит к минимуму риск проявления усадок;
  • простота выполнения, позволяющая укладку тротуарной плитки своими руками;
  • нет необходимости использования сложных дорогостоящих технических устройств;
  • устойчивость основания к химическим воздействиям, вымыванию водой, температурным перепадам;
  • на твёрдой бетонной основе процесс выравнивания плитки в единой плоскости выполняется гораздо легче с получением чёткой прямолинейной формы и идеально ровной поверхностью
  • отсутствие провалов, вызванных некачественной трамбовкой основания;
  • экологичность мощения плиткой.
  • технология укладки брусчатки на бетонное основание сложнее, чем на песчано-щебёночные подушки;
  • необходимость устройства надёжного водоотведения. Просочившись через швы в покрытии, вода останется между бетонной основой и плитками и при наступлении отрицательных температур может вспучить и даже расколоть брусчатку. Во избежание этого брусчатка укладывается с определёнными уклонами, в бетон закладываются точечные водоприёмки, устраиваются ливневые системы;
  • бетонное основание под брусчатку стоит дороже, чем простая подушка из щебня и песка;
  • при нарушении технологического процесса уже после окончания первой зимы может произойти раскрашивание бетонного основания.

При применении для мощения любых разновидностей изделий, они должны соответствовать следующим требованиям:

  • при укладке плитки на улице морозостойкость ≥ 200-т циклов;
  • прочность на сжатие ≥ 30-ти Мпа;
  • водопоглощение по весу ≤ 5-ти %;
  • истираемость в процессе годовой эксплуатации ≤ 0,7 г/см 2 ;
  • покупку изделий нужно выполнять из одной партии, так как в разных, даже у одного и того же производителя, плитка будет отличаться геометрическими размерами и цветовой насыщенностью;
  • экологичная чистота изделий, при использовании как для наружных работ, так внутренних с устройством брусчатого полового покрытия в складских и хозяйственных помещениях;
  • отсутствие пористости на поверхности;
  • чёткое соблюдение геометрических размеров с ровностью всех граней;
  • отсутствие внутренних и внешних трещин, а так же сколов;
  • естественность и равномерность окрашивания.

Различаются следующие способы мощения на жёсткую основу:

  1. Поверх бетонной основы насыпается сухая смесь 1 к 5-ти цемента с песком, толщина такого сухого раствора принимается до 5-ти см. Из-за сложности создания необходимых уклонов для отвода воды, уклон от 2-х до 5-ти градусов создаётся в процессе устройства бетонного основания. Чтобы влага не задерживалась под плиткой в бетонную стяжку вертикально закладываются отрезки полимерной или асбестовой трубы, по 1 шт. на каждый м 2 .
    После затвердения бетонной смеси, верх труб срезается на уровне верха бетона и отверстия заполняются щебнем мелких фракций. Укладывать брусчатку начинают непосредственно от бордюра, после укладки 4-х элементов выполняется проверка выдерживания заданного уровня с использованием строительного уровня. Обеспечение качества прилегания выполняется с помощью резинового молотка, лёгким постукиванием плитка утапливается в смесь из цемента с песком или, при необходимости, приподнимается с подсыпкой сухой смеси (гарцовки) или цементной подушки. При таком способе мощения значительно снижаются трудозатраты и экономятся затраты на материалы и работу. Укладка производится перед собой с передвижением по уже замощённой поверхности. Минус — необходимость тщательного уплотнения смеси, а затем и готовой облицовки.
    Трамбовка может осуществляться виброплитами, а при их отсутствии можно использовать отрезок толстой широкой доски. Способ наиболее ремонтнопригоден, так как позволяет лёгкую замену отдельных повреждённых плиток.
  2. На раствор, широко применяется при мощении больших площадей. Цементно-песчаный раствор наносится на основание слоем до 3-х см на участок досягаемости мастером и разравнивается при помощи зубчатого шпателя.
    Укладка брусчатки на бетон с использованием такой “мокрой” технологии осуществляется вначале целыми плитками с учётом нужного узора, с незамощённых участков кельмами убирается весь раствор, резанные плитки устанавливаются на свежий раствор после застывания основного под цельными плитками. Соблюдение необходимых уклонов и плоскостность покрытия проверяются при помощи уровня и правила.
    Плитка во всех способах укладывается с соблюдением равных зазоров (5-ть мм), получившиеся швы в обоих изложенных способах засыпаются гарцовкой или просто просеянным кварцевым песком и проливаются водой. Перемещение людей по уложенной поверхности допускается не ранее чем через сутки.
  3. Приклеить плитку бетону с использованием специального строительного клея. При таком способе создать необходимые уклоны возможно только на бетонном основании, так как клей намазывается очень тонким слоем (от 5-ти до 10 мм) на поверхность небольшой площади (≤ 1 м 2 ), так как время его застывания, указываемое на прилагаемой инструкции к применению, небольшое. По этой же причине клей для тротуарной плитки разводится в небольших количествах, чтобы избежать его застывания.
    Швы заполняются этим же клеем или можно использовать гарцовку, как в предыдущих случаях. Отвердевший специальный строительный клей обеспечивает прочное и надёжное соединение с бетоном, поэтому такой способ используется довольно часто, но заменить повреждённый элемент без его окончательного разлома не получится.

Состав и последовательность выполнения работ:

  1. Разбивка площадок и дорожек, на которых планируется мощение, с закреплением разметки деревянными или металлическими колышками. Границы между колышками просыпаются известкой или мелом.
  2. Снятие плодородного слоя грунта с устройством земляного корыта с учётом расположения железобетонных бордюров или поребриков. Глубина траншеи под бордюры зависит от их высоты, верх бордюрного ограждения, для обеспечения водоотвода с поверхности мощения, должен быть на 2 см ниже верха плитки и возвышаться над уровнем газона.
  3. Установка бордюров или поребриков. На забитые колышки на высоте поребриков натягивается прочный шнур с учётом соблюдения необходимых продольных уклонов. Для сборов воды, стекающей с плиточного покрытия, вплотную за бордюрами рекомендуется предусмотреть траншеи для укладки лотков ливневой системы. Железобетонные элементы устанавливаются в траншеи на уплотнённое песчаное основание с укладкой поверху него небольшого слоя тощего бетона или раствора. Фиксация элементов выполняется деревянными колышками и заливкой бетонной смеси.
  4. Устройство бетонного основания. Грунт в земляном корыте тщательно трамбуется и застилается геотекстилем, для предотвращения прорастания сорняков. Бетон укладывается на уплотнённую подушку из песка или щебня толщиной ≥ 10-ти см.

В некоторых случаях бордюры устанавливаются мастерами после бетонирования основания. Этот вариант, при самостоятельном выполнении работ, не рекомендуется к исполнению. Для защиты краёв площадок от осыпания грунта и создания бетонного основания с ровными краями монтируется опалубка из досок толщиной 40-к мм, которую придётся тщательно раскреплять. Если бордюры устанавливаются сразу, то они сами будут служить опалубкой. Плюсы такого варианта:

  • отсутствуют затраты на приобретение материалов для опалубки;
  • экономится время на её установку и последующую разборку;
  • заливка бетонной смеси будет осуществляться без просачивания в щели между досками;
  • дополнительная фиксация бордюров в требуемом положении.

Заливку бетона выполняют не ранее чем через сутки после фиксации бордюров. Перерыв можно использовать для устройства армирования (дорожки, на которые не будет заезжать автотранспорт и тяжёлая техника, можно не армировать). Толщина бетона принимается раной 15-ти см при отсутствии армирования и 20 см при наличии арматуры. При наличии подвижных пучинистых грунтов толщина может увеличиваться до 40 см.

Армирование выполняется сетками, связанными из стальной или композитной арматуры диаметром до 10-ти мм и ячейками от 15-ти до 20-ти см. Сетки располагаются вверху, на расстоянии около 5-х см от верха бетона, с укладкой на бетонные подкладки. Можно выполнить заливку в два этапа: уложить слой бетона около 10-ти см, тщательно выровнять, на свежий бетон уложить сетки и выполнить заливку бетонной смеси до требуемой отметки.

При заливке больших по площади площадок, через каждые 3 м необходимо устраивать температурные швы из досок, закладываемых на всю толщину бетона. На дорожках такие швы устраиваются через каждые 6-ть м. До начала затвердения бетонные доски удаляются, а получившиеся швы заполняются горячим битумом.

  1. Через какое время можно класть плитку? Бетон наберёт минимально необходимую прочность примерно через трое суток, поэтому раньше приступать к работам нельзя. Выбирается подходящий способ укладки, если проходимость по покрытию будет высокой или планируется заезд на него транспорта и тяжёлых технических средств, то предпочтительней заниматься мощением плиткой на цементные растворы или строительные клеи. При наличии на площади облицовки препятствий (люки канализации, цветочные клумбы, дренажные отверстия и т.д.), их обводка производится целыми плитками.
    Перед завершением работ выполняется окончательное оформление примыканий нужных конфигураций с подрезкой плиток при помощи болгарки с кругом по бетону или циркулярной пилой. По окончании укладки выполняется заполнении швов. Ходить по вымощенной поверхности, что бы ни повредить край плиток, нельзя примерно 3-е суток. При необходимости обязательные проходы можно осуществить настилкой по поверхности мощения листов фанеры.
  2. В заключение, по прошествии 3-х суток выполняется сметание строительных остатков и мусора, после чего вся поверхность промывается водой под напором из шланга.

Отмостки вокруг зданий обычно выполняются шириной до 1-го м. Вначале проводится обследование состояния отмостки после чего выполняются следующие операции:

  • бетон очищается от грязи, имеющиеся трещины в нём разделываются;
  • вся поверхность старого бетона заливается 2-х см слоем цементного раствора;
  • отмечаются границы будущего мощения с забивкой колышков;
  • намечается расположение бордюра по краю площадки, верх бордюра должен располагаться с учётом осуществления уклона в сторону от здания в 2 см на каждый пог. м. и ниже верха для брусчатки на 3-и см. Затем на цоколе отмечается отметка, равная сумме высоты плитки и толщины подготовки под неё, к которой закрепляется прочный шнур, второй конец привязывается к колышкам на планируемой высоте верха бордюра;
  • по устроенной разметке разрабатывается траншея под бордюры, затем между краем отмостки и бордюрами разрабатывается земляное корыто;
  • далее выполняются работы в порядке, изложенном выше при устройстве бетонного основания и мощении тротуарными плитками.

При выполнении работ собственными силами стоимость мощения уменьшается минимум в 2 раза. Дополнительно, как правильно положить тротуарные плитки, можно прочитать в технической литературе или проконсультироваться со специалистами, это поможет избежать порчи дорогостоящих материалов и обеспечит долговечность покрытия.

источник