Когда можно делать дорожки из бетона

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы;
  • подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке, но при ее отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

Читайте также:  Как сделать круглый вазон из бетона

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

источник

На первый взгляд, нет ничего проще, чем ответить на вопрос — как правильно залить дорожку из бетона возле дома? Приготовил или купил смесь, поставил опалубку, уложил и подождал, пока цемент схватится.

Но, возможно, потом придется переделывать работу из-за того, что технология выполнения работ не была соблюдена. Поэтому в данной статье мы более подробно раскроем вопрос, как правильно выполняется заливка дорожек бетоном, и постараемся открыть все секреты этого действа.

Постараемся, чтобы наша статья одновременной выглядела как инструкция, но и давала ответы на все ваши вопросы. Также, особое внимание обратим на подготовку: просто взять поставить доски и заполнить пространство между ними смесью из песка, цемента и щебня (плюс воды) — решение не для хозяев, а для шабашников.

Любая работа лучше всего получится, если сразу ее продумать составить проект. Конечно, для облагораживания приусадебного участка необязательно готовить полноценный пакет проектно-сметной документации с чертежами и сопутствующими приложениями но план продумать нужно.

Сначала нам нужно решить две задачи:

Начнем с одной из легенд советского времени.

Это интересно: Когда только выстроили новое здание института ядерной физики в Дубне, академик Игорь Васильевич Курчатов, первый его директор и выдающийся физик (считается отцом советского ядерного реактора и бомбы), запретил укладывать дорожки, пока сотрудники не начнут обживать новые корпуса. Когда стали видны тропинки на земле протоптанные людьми, дорожки проложили по ним, скорректировав первоначальный проект благоустройства.

  • Такой же подход предлагается применить всем: обратите внимание, где вы чаще всего ходите и где паркуете автомашину.
  • Перед началом работ нарисуйте будущие дорожки на бумаге в произвольной форме, чтобы вам было все понятно.
  • К примеру, можно изобразить так, как на скриншоте ниже (использована простейшая программа для чертежей, но можно просто нарисовать карандашом или ручкой на бумаге).

На рисунке черным обозначены строения и ограда участка, синим границы будущих дорожек.

Совет. Если вы нанесете на рисунок размеры, то потом можно будет просчитать площадь, а по ней вычислить сколько нужно бетона для заливки (определив толщину дорожек).

Для того чтобы показать, как не надо прокладывать дорожки, приведём пример – правда, это не приусадебный участок а небольшой парк, но это не меняет сути вопроса. Вот спутниковый снимок этого места.

На первый взгляд все красиво, строгие геометрические формы дорожек прямо как в Версале. Весь подвох в следующем: обратите внимание на диагональные пути, они выделены зеленым.

Это кратчайший путь для многих людей, зачем идти вдоль ограды парка по улицам если можно срезать наискосок (я сам так делаю идя на работу). Но пройдя половину пути мы упираемся в газон, и остается два варианта либо идти по кольцу либо по газону. В хорошую погоду большая половина пешеходов выбирает газон.

Почему бы было не проложить лишних десять метров плитки — непонятно. Не совершите такую же ошибку на своем участке.

Планируя обустройство дорожек, учтите и еще несколько деталей.

  • Кроме того, что вы подъезжаете в гараж или на место для парковки во дворе, к вам могут приезжать и грузовики которые привозят габаритные грузы. Это может быть мебель, топливо для котла в вашем доме, если нет центральной канализации то придется периодически вызывать ассенизационную машину. Продумайте про пути для них.

Желательно чтобы можно было без затруднения подъехать к одному из входов в дом, оголовку септика или выгребной ямы, а также к помещениям, где планируется складировать топливо.

  • К дому всегда подходят коммуникации — газопровод, вода, канализация силовой и телефонный кабеля. Хотя в принципе строить дорожки над ними не запрещается но асе таки желательно их обойти. Ведь в случае ремонта сетей придется разбирать разрушать дорожку. В крайнем случае, перелечитесь с трубой или кабелем так чтобы их участок под покрытием был минимальных размеров.

Важно: В охранной зоне газопровода нельзя разводить огонь и обустраивать стоянки для автомобилей. К дому обычно подходят трубы низкого давления, для таких магистралей ограничение действует на расстоянии 2 метра от оси. Планируя площадку для барбекю или парковки автомобиля, учитывайте это ограничение.

Также, устраивая основание для дорожки на большую глубину, вы можете встретиться с запретом на проведение земляных работ возле коммуникаций без согласования с соответствующими службами.

  • Не стоит также планировать дорожки возле деревьев с мощной, но неглубоко залегающей корневой системой (у нас это чаще всего тополя). Их корни могут сломать даже самую качественную заливку. Потом придется выбирать — дерево или дорожка. Причем, иногда удалить дерево сложно, на это нужно получить разрешение природоохранных служб, а это лишняя волокита.

Совет. Тополя и красиво смотрящиеся плакучие ивы наносят еще один вред покрытию, вода, даже образовавшаяся в виде росы и с листьев постепенно разрушает поверхность. Как в поговорке — «вода камень точит». Ива тем более сама сбрасывает лишнюю влагу, принесенную корнями, и может «плакать» в любую погоду.

Обратите внимание на асфальт: там, где дорога под сенью таких деревьев она может быть в выбоинах, хотя остальные участки идеальны.

Теперь мы уже знаем, как будут выглядеть наши дорожки. Но перед тем, как начать работу, нужно решить еще один вопрос: как будем отводить воду, лужи на дорожках нам не нужны.

Для этого следует придать их поверхности уклоны. Для отвода воды достаточно, чтобы они составляли не менее 2 промилле, то есть перепад на метре длины должен быть не менее 2 мм.

При этом руководствуемся следующими правилами:

  1. Воду отводим на нижерасположенные участки территории, причем желательно, чтобы она там тоже не скапливалась.
  2. Если есть ливневая канализация, то сброс предусматриваем в ее лотки и ендовы.
  3. Не предусматриваем отвод в сторону зданий, особенно если стены примыкают к дорожкам.
  4. Наиболее важно предусмотреть уклоны поперек дорожек, но не будет лишним и продольный перепад высот.

Обычно уклон предусматривается в одну сторону, но для больших площадок можно предусмотреть отвод в две стороны относительно оси. Правда при таком подходе придется брать больше отметок и ставить дополнительные маяки.

Уклоны тоже можно пометить на нашей схеме, причем нет необходимости чертить разрезы или указывать отметки, просто пометьте стрелками как на рисунке ниже.

Читайте также:  Норма расхода материалов на один куб бетона

Если дорожки из плитки, их обязательно устраивают с бордюрами (или очень редко поребриками). Они препятствуют горизонтальному перемещению элементов, то пути из монолитного бетона могут быть и без них. Тем более что отказ от бортовых камней удешевляет стройку.

Но можно (даже не пишем «желательно» — из-за цены) смонтировать и бордюр — это даст некоторые преимущества:

  1. Края бетона будут меньше обламываться.
  2. Залитые на замки бордюры защитят плиту покрытия от подмыва и проседания в большинстве случаев.
  3. Если заливка бетонных дорожек будет проведена с помощью форм, то она будет конструктивно похожа на плиточную, борт будет играть туже же роль.

Интересно. Часто считается что поребрик — это бордюр в Питере, да это слово чаще всего используют на самом деле там. У строителей более принят термин «бортовой камень».

В интернете широко распространена информация, что по ГОСТ 52289-2004 закреплено различие между бордюром и поребриком в том, что верх второго выступает над поверхностью с двух сторон, а у первого нет. Однако она ложная, в этом документе поребрик не упоминается вообще — в отличие от бордюра.

Впрочем, в старой литературе при описании дорожных работ такую разницу уловить можно, так что можно использовать термин «поребрик» в таком понимании.

Теперь, поэтапно и пооперационо опишем, как заливать бетонные дорожки.

  1. В первую очередь разбиваем площадку. По периметру, через 3-5 м вбиваем колышки, обязательно ставим их на углах. Причем, если будем устанавливать бортовой камень, то колышки должны быть внутри заливаемой площадки. Если же от бордюра отказываемся — то снаружи, отступая от границы на толщину доски, из которой будем делать опалубку.
  2. Натягиваем леску, по которой будем ориентироваться.
  3. Желательно сразу взять и отметки (хотя все равно перед заливкой их придется корректировать). Таким образом, мы возможно сможем снизить объем земляных работ. То есть, леску натягиваем по отметкам.

Обычно в инструкциях как правильно заливать дорожки из бетона эта работа не описывается, а она очень важна. Поэтому, разберем способы и приемы взятия отметок для обеспечения уклонов.

Обычно для этого пользуются нивелиром с рейкой, с ним работаем следующим образом:

  • Устанавливаем прибор на штатив в таком месте, что бы мы могли видеть как можно больше площадки нашего строительства
  • Выравниваем нивелир по встроенному уровню, пузырек воздуха в нем должен быть по центру внутреннего круга. Хотя современные приборы имеют плавающую самовыравнивающуюся призму, эту операцию желательно не пропускать.
  • В самом высоком месте (учитывая уклоны) произвольно берем отметку верха бетонного покрытия, рисуем ее любым способом на колышке. Можно также начинать и от самого низкого места.
  • Приставляем рейку к колышку, где была отмечена первоначальная отметка (для этого понадобится помощник), записываем высоту в перекрестии нивелира. Допустим, она 1672 мм.
  • Подходим к рейке и смотрим, на какой высоте была наша отметка, допустим 72 мм.
  • К примеру, колышек находится на расстоянии 5 м, значит, при уклоне в 2 промилле поверхность дорожки в этом месте должна быть 5х2=10 мм ниже.
  • Приставляем рейку к колышку и снимаем высоту, пусть она у нас будет 16742 мм.
  • Вычисляем, где должна быть отметка на этом колышке:
  1. 1672-1642=30 мм — на столько ниже стал нижний торец рейки.
  2. 30+72=102 мм — на такой высоте по шкале рейки у нас будет уровень первой отметки.
  3. 102-10=92 — на такой высоте должна у нас быть вторая отметка с учетом уклона.
  • Так по цепочке, от отметки к отметке, проходим все точки.
  • Если нам приходится переходить на участок, который не виден с точки первоначальной установки нивелира (например, за углом дома), то ставим его так, чтобы была видна хотя бы одна готовая отметка, ориентироваться будем на нее.

Есть еще один способ, который упрощает вычисления, но несколько менее точен:

  1. На первой точке помощник удерживает рейку так, чтобы ее нижний край совпадал с отметкой.
  2. Записываем высоту, она например 1651 мм.
  3. Вычисляем уклон по расстоянию между колышками, например те же 10 мм.
  4. Приставив рейку к следующему колышку, командуем помощнику — «выше, ниже» пока в перекрестии нивелира не будет отметка 1641 мм (1651-10=1641).
  5. Отмечаем положение нижнего края рейки на колышке.

Еще быстрее отметки можно взять с помощью лазерного плоскостепостроителя. Его луч, вращаясь по кругу, отрисовывает линии на одном уровне на всех предметах.

Порядок выполнения работ будет следующим:

  1. Устанавливаем и включаем прибор.
  2. Замеряем, на сколько ниже линии нарисованной лучом наша начальная отметка. Например, получили 421 мм.
  3. На следующем колышке увеличиваем это цифру на величину уклона. То есть, отмеряем (уклон берем тот же что и в предыдущем примере 10 мм) отмеряем ниже 431 мм (421+10=431) и ставим риску.

  • Но оптические нивелиры и лазерные плоскостепостроители (последние, кстати, дешевле) не всем доступны. Для того чтобы взять отметки, можно использовать водяной уровень.
  • Он представляет собой длинный шланг, на концах которого прозрачные вставки со шкалой. В шланг заливается вода, и естественной ее уровень постоянен для сообщающихся сосудов, как мы помним из школьного курса физики.
  • Это приспособление можно приобрести (цена на него меньше 1 тысячи рублей) или собрать самостоятельно. Отметки берутся точно также, как и с помощью лазерного плоскостепостроителя. Правда, отметим по личному опыту, без двух-трех помощников не обойтись, а работа занимает в два раза больше времени.

В случае уклона в две стороны, нужно дополнительно установить колышки-маяки по отметкам в самых высоких точках.

Если мы все же решили монтировать бортовой камень, то чтобы уменьшить объем земляных работ лучше сразу не готовить основание, а установить бордюры. Хотя, эту операцию можно сделать после отсыпки подстилающих слоев под бетон.

Работы по установке бортовых камней своими руками выполняются в следующем порядке:

  • Копаем канавку под бордюр. Она должна быть примерно на 7-10 см ниже его края. Так как мы уже взяли отметки и натянули леску, определиться с глубиной будет не сложно. По шири ширине она аналогично на 5-10 см больше этого габарита бортового камня с обеих сторон.
  • Укладываем на дно канавы бетон.
  • На бетон ставим бортовые камни, выравниваем их внутренний край по леске постукивая резиновым или деревянным молотком (для этого мы устанавливали колышки внутри а не снаружи периметра дорожки. Небольшие камни можно уложить просто руками, более тяжелые удобнее ставить вдвоем с помощью пары специальных захватов.

Совет. Не обязательно захваты покупать, их легко можно сделать самостоятельно.

  • После того, как камни выложены, заливаем раствор по сторонам от бордюра на высоту тоже 7-10 см и такую же ширину. Таким образом, наши бордюры окажутся прочно закреплены в бетонном «замке». Если мы выкопали канавку шире, и ставим камни после того, как убрали грунт под основание, дорожки то нужно ставить опалубку.

Хорошо сделанное основание — залог того, что дорожка не просядет и не растрескается. Также, оно выполняет роль дренажа отводя воду из-под покрытия. Если вы досконально знаете, как правильно залить дорожки бетоном, но не подготовите основание, то никогда не добьетесь качества.

Работы проводим следующим образом:

  1. Удаляем плодородный слой земли, ее можно будет использовать, например для клумб.
  2. Готовим траншею под основание, еще ее называют «корыто». При этом исходим из следующего: выемка под дорожку выбирается глубиной 15-20 см, если по дорожке будут ходить только люди. Пути и площадки для автомашин выбираются на 20-40 см. Увеличивать глубину желательно и на слабых грунтах.
  3. Уплотняем грунт, для этого лучше всего использовать виброплиту. В крайнем случае, можно воспользоваться трамбовкой или хотя бы пролить несколько раз водой и давая ей высыхать.
  4. Будет отлично, если вы по уплотненному грунту уложите геосетку, но это не обязательно.
  5. Насыпаем слой песка, он должен быть немного больше половины высоты «корыта». Песок выравниваем и уплотняем.
  6. Точно также делаем слой щебня. Для небольших пешеходных дорожек можно ограничиться только песчаным основанием.

После этого основание готово, приступаем к другим работам.

Если мы уже уложили бордюры, то эта работа не нужна, так как бортовой камень исполнит ее роль. Если нет, то последовательность операций следующая.

Совет. Контакт бетона с бортовым камнем должен быть неполным. Желательно так же, как и при формировании температурно-деформационных швов, предусмотреть зазор между бордюром и дорожкой. Используем те же методы, что описаны ниже.

  1. Готовим материал, это должна быть доска толщиной 20-30 мм. Если используем более тонкую, то нужно будет чаще ставить подпирающие колышки.
  2. Если доска необрезная, то один ее край обрезаем.
  3. Чтобы бетон не прилипал к опалубке, желательно смазать доску любой смазкой — отработкой, мыльным раствором и т. п.
  4. Устанавливаем доски, верхний их край выравниваем по леске. Перед этим обязательно проверьте отметки, так как при выполнении земляных работ мы могли нечаянно сместить колышки.
  5. Забиваем дополнительные подпорные колышки.
  6. Для дорожек небольшой ширины по верху доски опалубки можно дополнительно сбить сверху стяжками из реек.
  7. Также опалубку можно обсыпать грунтом с внешней стороны.
Читайте также:  Пропорции бетона для фундамента на один куб

Делая опалубку, желательно позаботиться об усадочных и температурно деформационных швах. Первый прорезаются на глубину до 2/3 толщины плиты и делаются в дорожках через 0,5-1,5 м, вторые разделяют монолит полностью, их желательно делать через 10-15 м.

В дорожном строительстве их обычно делают в отвердевшем бетоне нарезчиком швов, нам проще предусмотреть при заливке. Для этого вводим продольные перегородки из любого материала (дерево, металл даже стекло) толщиной 2-4 мм, которые потом уберем с опалубкой.

Следующий этап — армирование. Укладываем по дну дорожки сетку из прутьев диаметром 3-5 мм и размером ячей 30-50 см. Можно приобрести готовую сетку, а можно и самостоятельно связать. На прочность это никак не влияет, так как арматура удерживается на месте за счет окружающего цементного камня. Также вместо сального прутка или проволоки можно применить стеклопластиковые прутья.

Совет. Для дорожек небольшой толщины стеклопластик и выгоднее, так как он не требует строго соблюдения толщины защитного слоя бетона.

Армируя дорожки, обратите внимание на две детали.

  • Чтобы металл не подвергался коррозии нужно чтобы от поверхности он отстоял на расстояние не менее 3 см. Достичь этого можно, либо крепя арматуру к опалубке, либо устанавливая прутья на специальные фиксаторы — один из вариантов представлен на снимке ниже.
  • Для небольших пешеходных дорожек, где бетонный слой менее 6 см, выполнить это условие трудно, но все же нужно стараться, чтобы металл как можно дальше отстоял от поверхности или, как мы уже говорили выше, применить стеклопластик.
  • Через 10-15 метров мы будем делать температурно деформационные швы без армирования, поэтому в этих местах сетка должна быть разделена.

Также дорожки небольшой толщины можно армировать не сталью, а введя в бетонную смесь фиброволокно, хотя нелишне оно и для усиленного обычным способом бетона.

Дальше приступаем к бетонированию дорожек: нам придется залить слой бетона от 4 см для пешеходов, или до 6-10 см для автомобилей. Можно готовить смесь самостоятельно, а можно заказать товарный бетон.

Укладка бетона ведется обычным способом:

  1. Заливаем дорожки бетоном.
  2. Распределяем его по всему объему с помощью лопат и гладилок.
  3. Выравниваем поверхность с помощью доски. Ориентируемся по опалубке, которую мы установили по отметкам (или по заменяющим ее бортовым камням). Если уклон в две стороны, то в качестве ориентира используем маяки.
  4. Уплотняем бетон с помощью виброрейки или виброплощадки.

Выполняя бетонные работы, можно столкнуться со следующими проблемами:

  1. Поверхность бетона с крупным заполнителем трудно выровнять, поэтому ограничьте щебень фракцией 10-15 мм. Для толстых плит можно сделать покрытие двухслойным: внизу с крупным щебнем, вверху вообще без него.
  2. Если не получается выполнить работы за один день, то нужно стремиться заканчивать захватку на температурно-деформационном или хотя бы усадочном шве.
  3. Может возникнуть вопрос — как из бетона залить дорожку, если она большой ширины (к примеру, площадка для барбекю)? Просто разделите ее на полосы-захватки по три-пять метров. Для этого устанавливаем опалубку (обязательно взяв отметки), которую потом снимаем. Между захватками тоже устраиваем температурно-деформационные швы

Сегодня популярен еще один вид дорожек, который изготавливается с использованием покупных, или самостоятельно изготовленных форм. На фото ниже представлен такой вариант.

Такое покрытие очень похоже на плиточное (иногда полностью имитирует его), но делается заливкой из бетона. Рассмотрим технологию подробнее, хотя обычно при покупке формы можно получить бесплатную консультацию как заливать дорожки бетоном.

Подготовительные работы выполняются обычным способом, за исключением нескольких отличий.

  • Можно заливать без опалубки и бордюров — но тогда при использовании некоторых форм (без ровных краев) края дорожки будут неровными, такой вид может планироваться в дизайне благоустройства участка.

Впрочем, бордюры желательны, так как делают сооружение более прочным.

  • Армирование не применяются (за исключением фиброволокон) это еще больше приближает такое покрытие к плиточному.

Процесс выполнения работ прост:

  • На подготовленное основание устанавливаем форму.
  • Чтобы достичь необходимого уклона, сверяем положение верха формы относительно натянутых по краям дорожки шнуров (если не были выставлены опалубка или бордюры). Для этого используем рейку.
  • Заполняем форму бетоном, причем укладываем его и на участки, примыкающие к бортовому камню или опалубке за пределами формы.

  • Выравниваем поверхность бетона и уплотняем его (тоже виброрейкой или хотя бы трамбовкой).
  • Сформовав участок, переставляем форму.

  • Когда бетон затвердеет, просыпаем швы песком. Для ускорения работ можно использовать две или несколько форм.

Для того чтобы дорожка получилась прочной и долговечной, нужно не только использовать качественный материал и не отходить от правильной технологии, нужно также дать бетону правильно затвердеть. Уход за бетоном заключается в выполнении обязательных операций и соблюдении некоторых требований.

  1. Стараемся не проводить работы в зимнее время. Если такая необходимость все-таки возникла, то добавляем в смесь противоморозные добавки, прогреваем материалы и затворяем горячей водой. Затем утепляем отформованные дорожки, а при возможности устраиваем их обогрев.
  2. После укладки смеси и ее первоначального схватывания, обеспечиваем постоянное увлажнение поверхности в течение нескольких недель. Можно просто проливать водой, распыляя ее, чтобы крупные капли не повредили поверхность. Еще лучше засыпать влажными опилками или песком и поливать водой его.
  3. Чтобы избежать потери влаги через испарение, укрываем дорожки пленкой.
  4. Нужно защитить бетон от атмосферных осадков и солнца. Впрочем, опилки и песок, или темная, не пропускающая ультрафиолет пленка, справляются с этой функцией.

Пользоваться дорожками можно после того, как бетон достигнет необходимой прочности — 18-20 дней. Полностью нагружать покрытие (парковать автомобиль) желательно после достижения марочной прочности, т. е. через четыре недели.

Ровная серая поверхность бетона иногда кажется унылой, но залитые дорожки можно сделать более красивыми. Для этого декорируем их. Можно применить несколько способов, как по отдельности, так и совмещая их.

Для этого вводим в состав смеси пигмент. Чтобы цвет был ярким и правильным, окрашивают раствор, сделанный на основе специального белого цемента (он дороже обычного).

Для экономии окрашивать можно только верхний слой. Разделяя поверхность на участки (или используя форму для дорожек), можно нанести узоры и рисунки.

Сразу после заливки, в поверхность бетона можно вдавить различные предметы, чаще всего используют облицовочную плитку, но можно использовать разноцветное стекло, гальку и т.п. Как и в случае, окрашивания можно создавать целые мозаики.

Также не обязательна ровная поверхность, ей можно придать рельеф.

  • Простейший способ просто провести зубчатым шпателем, или нарисовать узоры различным инструментом, выдавливая их на свежеотформованной поверхности.
  • Кроме декоративного эффекта такая отделка полезна и практически, на рельефной поверхности труднее поскользнутся.
  • Еще очень популярно штампование поверхности. Можно попытаться самостоятельно изготовить штампы, но проще приобрести в строительном магазине или интернете. Стоят они порядка 400-700 рублей и обычно изготавливаются из полиуретана, но встречаются и из жесткого полимера.
  • Вкупе с окраской, штампованная залитая бетонная дорожка может быть похожей на изготовленную из самых различных материалов — от плитки до дерева.

  • Наносить узор штампом просто. После того, как проведена заливка дорожки бетоном, укладываем его на свежеотформованную поверхность, прижимаем и разглаживаем, затем снимаем.
  • Если инструмент из жесткого материала, то просто прижимаем. Затем снимаем и перелаживаем на следующий по порядку участок.

Можете посмотреть видео в этой статье, которое показывает, как наносится рельеф на бетон этим способом.

Вот и все, что мы хотели рассказать про то, как залить бетонную дорожку надеюсь, наша статья была познавательной и полезной. Отлично, если вы примените наши инструкции и советы на практике. Пусть ваш приусадебный участок будет красивым и удобным.

источник