Вентиляция погреба в гараже какой диаметр труб

Наличие погреба под гаражом решает ряд важных проблем. В нём можно хранить овощи, фрукты, консервы. Это возможно при наличии вентиляции, которая обеспечит оптимальную температуру и уровень влажности в подземном помещении.

Многие автовладельцы оборудуют под гаражами небольшие погреба, где хранят законсервированные продукты и другие продовольственные запасы. При неправильном устройстве подвала срок хранения припасов резко снижается.

Качественная вентиляция защитит помещение под гаражом от целого ряда негативных факторов:

  1. При недостаточном воздухообмене в яме появляется конденсат и увеличивается влажность. Это приводит к порче продуктов, возникновению плесени и грибка на стенах, спёртости воздуха.
  2. В зимний период температура воздуха в подземном погребе намного выше, чем в гараже. При отсутствии вентиляции воздух поднимается и выносит наружу влагу, скопившуюся в овощной яме. Это приводит к появлению коррозии на кузове автомашины и металлических предметах, находящихся в помещении.
  3. При отсутствии вентиляции в подвале хранящиеся припасы становятся токсичными. На это влияют работа двигателя авто и ядовитые испарения от химических жидкостей, находящихся в гаражном помещении. Чтобы свести воздействие токсических соединений к минимуму, вентиляционная система должна обеспечивать устранение воздуха из ямы и его поступление внутрь. Это решается с помощью установки приточно-вытяжной вентиляции.

Грамотная вытяжная система позволит избежать последствий неблагоприятных факторов. Благодаря приточной трубе к хранимым продовольственным запасам будет беспрепятственно поступать свежий воздух. Через вытяжную трубу будут выходить излишки влаги, токсичные и ядовитые вещества.

В основе работы любой вытяжной системы лежит принцип циркуляции воздуха. Отработанные пары, содержащие множество вредных примесей, выходят из помещения, уступая место свежему воздуху. Это значит, что для организации стандартной вентиляции необходимы две разных трубы: одна на вход, другая на выход.

Специалисты различают два вида вентиляционных систем:

  • Естественная. Излишки влаги и другие вредные вещества удаляются из подвала с помощью тепловой конвекции. Нагретый пар, скопившийся в верхней части ямы, самопроизвольно поднимается и покидает помещение, освобождая место более сухому воздуху, поступающему с улицы.
  • Вентиляция принудительного типа. Воздухообмен между подвальным помещением и улицей происходит с помощью дополнительных механических нагнетателей. Подобная схема намного эффективнее естественной, однако требует некоторых финансовых затрат и постоянного доступа к электроснабжению.

Разберём плюсы и минусы каждой системы немного подробнее.

Естественная вытяжная система отличается лёгкостью установки, отсутствием сложных механизмов регуляции и автономностью. Достаточно закрепить две трубы, одна из которых будет служить для вывода отработанного воздуха из помещения, другая — для ввода.

Если вытяжка устанавливается в яме, можно обойтись только выходной трубой. Воздух может поступать в подземное помещение и через обычный лаз с лестницей, по которому владелец спускается в погреб.

Среди достоинств естественной вентиляции можно выделить:

  1. Лёгкость монтажа.
  2. Небольшая стоимость материалов и работ по установке.
  3. Отсутствие шума.

Установка вентиляторов и других устройств не требуется

Основной недостаток такой системы — нестабильная работа. В летний период циркуляция воздуха может приостановиться. В холодное время в трубах возникает иней, из-за чего возможна закупорка отверстия. Чтобы избежать проблем, летом в трубы нужно установить специальные вентиляторы, зимой организовать утепление.

Существуют и другие недостатки естественной вентиляции:

  1. Нельзя регулировать работу системы.
  2. Нельзя нагревать или охлаждать воздух.
  3. Нет фильтров, вследствие чего в подвальное помещение могут проникать вредные вещества с улицы.

В процессе принудительной вентиляции воздух нагнетается внутрь помещения, проходит фильтрацию, подогревается или охлаждается (в зависимости от времени года и настроек системы) и распространяется по вентиляционным каналам. Такая система, установленная в погребе под гаражом, обеспечит оптимальный микроклимат в помещении независимо от погодных и других условий.

В трубу могут встраиваться вентиляторы или турбины

Среди недостатков принудительной вентиляции можно отметить:

  1. Сложность монтажа.
  2. Большое количество механических деталей, которые могут выйти из строя.
  3. Необходимость в подключении к централизованному энергоснабжению.
  4. Высокая стоимость оборудования.

Основной критерий, по которому выбирается тип вентиляции для конкретного погреба под гаражом — площадь помещения.

  • Владельцы небольших гаражей (до 50 квадратных метров), которые согласны проводить периодический осмотр и прочистку труб, могут ограничиться естественной системой вентиляции.
  • Если подвал расположен под большим гаражом, предназначенным для стоянки больших грузовых автомашин и автобусов, в нём нужно оборудовать принудительную вентиляцию, обеспечивающую воздухообмен при помощи дополнительных вентиляторов или других механических нагнетателей.

Конструкция естественной вытяжки состоит из ряда элементов:

  1. Входная труба, через которую свежий воздух поступает в погреб. Диаметр — от 100 до 250 мм.
  2. Выходная труба, через которую отработанный воздух покидает помещение. Диаметр — аналогичный входной конструкции.
  3. Резервуар для сбора конденсата
  4. Мелкоячеистая сетка
  5. Конусный козырёк.
Читайте также:  Принцип устройства вентиляции в многоквартирном доме

Для воздуховода используются трубы из любого подходящего материала — жести, асбестоцемента, поливинилхлорида и других.

Перед монтажом системы вентиляции необходимо провести теплоизоляционные и гидроизоляционные работы. Их желательно проводить ещё на этапе строительства погреба. Если по какой-то причине это не было сделано, работы следует закончить до монтажа вытяжной системы.

Стены погреба тщательно пропитываются проникающей изоляцией. Это исключает проникновение грунтовых вод в помещение. Для теплоизоляции необходимо провести отделку стен и пола. Лучше всего для этого подойдёт эковата, достаточно дорогой и качественный материал, отпугивающий грызунов. В целях экономии можно использовать и другие теплоизоляционные материалы, к примеру, плиты полиизоцианата. Самый дешёвый вариант утепления — разместить под полом тщательно утрамбованный песок и отделать стены геотекстилем или керамзитом.

Работы по обустройству естественной вытяжной системы ведутся в несколько этапов:

  1. Фиксация вытяжного воздуховода. Нижний конец располагается в полутора-двух метрах от пола, в зависимости от высоты подвального помещения. Внешняя часть выводится наружу. Верхний конец трубы должен быть выше высшей точки кровли гаража примерно на полметра. Возможны два варианта установки вытяжной трубы:
    • Сквозной. При данном способе трубу проводят насквозь через пол гаражного помещения и выводят через потолок и кровлю.
    • Сквозь стену. Нижняя часть вентиляционной трубы располагается горизонтально, выходит через боковую стену погреба за пределы гаража и поднимается вверх рядом с основным строением.
  2. Монтаж приточного воздуховода. Нижняя часть трубы заходит в погреб в углу, противоположном от того, где установлена вытяжка, и фиксируется на уровне полуметра от пола. Другой конец трубы выводится наружу на уровень 20–30 см над уровнем земли, для забора воздуха.
  3. Проверка воздушной тяги, вставка в трубы мелкоячеистой металлической сетки для защиты от птиц и грызунов. Выходные отверстия можно дополнительно прикрыть небольшими колпачками для защиты от снега и дождя.

Выходные отверстия защищаются конусным козырьком

В процессе работы вытяжной системы образуется конденсат. Для его сбора и удаления под выходной трубой устанавливается специальная ёмкость.

Наглядно установка естественной системы вентилирования описывается в следующем видеоролике.

Для контроля за вентиляцией можно установить специальные заслонки. Они помогают регулировать воздухообмен в зимнее время, когда критически важно не перестудить помещение. В противном случае хранимые в погребе продукты могут заморозиться.

Система принудительного вентилирования в подвале под гаражом использует принцип подачи свежего воздуха, независимо от температурных условий вне помещения.

Вентилятор установлен на входную трубу

Из-за безветренной погоды температура воздуха на улице в летнее время зачастую выше, чем в погребе. Решить эту проблему можно с помощью вентилятора.

Перед монтажом вытяжной системы нужно тщательно продумать место установки вентилятора. Его нельзя монтировать в погребе или на крыше: это сложный электроприбор, который выйдет из строя при попадании влаги. Из-за повышенной шумности его не рекомендуется ставить и внутри гаража.

  1. Установить вентилятор на входной трубе в месте, где происходит забор воздуха. Вход в канал дополнительно защищается москитной сеткой. Из-за того, что выход трубы расположен низко, зимой необходимо следить за уровнем снега.
  2. Установить канальный вентилятор.

Первая часть монтажа принудительной вентиляционной системы ничем не отличается от естественной. Устанавливаются входная и вытяжная трубы. Входная труба идёт от земли в погреб, выходная — от потолка подвала сквозь крышу гаража или выходит параллельно полу наружу и поднимается вне помещения.

Дальнейшая установка происходит поэтапно:

  1. В трубу встраивается вентилятор.
  2. Укладывается кабель для запитки вентилятора.
  3. Монтируется выключатель.
  4. Снаружи вытяжная труба закрывается мелкозернистой решёткой для защиты от грызунов, птиц, случайного мусора. Также устанавливается защитный козырёк, исключающий попадание осадков внутрь.

Подробности подключения можно увидеть на видео.

Не всегда простейшая вытяжная система может справляться со своими обязанностями. Увеличение эффективности естественной вентиляции необходимо в следующих случаях:

  1. Появление избыточного конденсата в погребе.
  2. Появление грибка, плесени.
  3. Спёртый воздух в помещении.

Эффективность вытяжной системы можно повысить несколькими способами:

  1. Увеличение диаметра вентиляционных труб. При размерах погреба не превышающих 10–12 квадратных метров, вытяжная труба может иметь сечение 120*120 мм, и 150 мм, если она является единственной.
  2. Наращивание высоты вытяжной трубы. Это позволит увеличить тягу.
  3. Сделать дополнительные вытяжные и приточные каналы.
  4. Поставить в трубу вентилятор, обеспечивающий принудительную циркуляцию воздуха.

Первые три варианта требуют серьёзной переработки вентиляционной системы. Четвёртый вариант сводится к созданию принудительной вентиляции на основе уже имеющейся естественной вытяжки. Процесс переоборудования происходит в несколько шагов:

  1. Подводка кабелей электропитания к месту монтажа электропитания.
  2. Демонтаж декоративной решётки.
  3. Установка вентилятора.
  4. Монтаж декоративной решётки.
  5. Подключение вентилятора к электропитанию.
Читайте также:  Снип по вентиляции жилых домов скорость воздуха

В большинстве случаев достаточно установить один вентилятор, на вытяжной трубе. Чтобы усилить эффект, второй можно встроить во входной канал. Для максимального усиления тяги устанавливается центробежный вентилятор. Он имеет увеличенную мощность и уровень шума. Такая конструкция устанавливается снаружи, при установке придётся провести частичную разборку канала.

После завершения работ по установке или переоборудованию вентиляционной системы необходимо проверить тягу. Для этого к вентканалу подносится зажжённая свеча или спичка. При наличии хорошей тяги пламя немного склоняется в сторону воздуховода.

При хорошей тяге огонек свечи склоняется к воздуховоду

Стоимость вентиляционных установок может составлять до ста тысяч рублей. Это происходит в случае, если для создания принудительной системы используется сложная программируемая система. Подобные конструкции устанавливаются в больших и специализированных подвальных помещениях, к примеру, в винных погребах.

Большинство автолюбителей свято уверены, что срок жизни их авто зависит от качества топлива и масла, заливаемого в авто. Более опытные водители добавляют, что для автомобиля наиболее важным считается хранение в теплом гараже. А самые «матерые» автолюбители заявляют, что на срок жизни четырехколесного друга больше всего влияет вентиляция гаражного помещения. В этом споре, конечно же, все правы: от того какое топливо зальешь в бак авто зависит работа его «сердца», т.е двигателя, а в теплом гараже будет находиться гораздо комфортнее самому хозяину, во время «общения со своим железным другом».

Кроме того, без вентилирования сам гараж очень скоро превратиться в помещение, пропитанное выхлопными газами, парами топлива и запахом плесени, где находиться станет неприятно и а даже опасно для здоровья. Грибок и плесень будет покрывать вещи, которые каждый автолюбитель хранит в своем гараже, некоторые части вашего авто и самого помещения, выделяя в окружающее пространство споры, приводящие к тяжелым заболеваниям и аллергии. Картина довольно неприглядная. В этой статье мы хотели бы поговорить именно об устройстве правильной вентиляционной системы «домика для вашего авто».

По нормам для России, приток свежего воздуха в гаражном помещении должен быть не менее чем 180 л. в час. Это прописано в нормативных документах. Если кто-то считает, что это очень много, то для Европейских стран этот показатель ровно в два раза выше, и составляет 360 л./час. Именно такой приток воздуха сможет обезопасить владельцев автотранспорта от губительного воздействия на их организм отравляющих веществ, которые входят в выхлопные газы. Уровень СО2, поднявшийся в воздухе всего до 0,2 %, приводит к потере сознания и последующей остановке дыхания. Только исходя из этих цифр, приходит понимание того, что вентиляция в таком помещении – жизненно необходима.

Существует три типа вентиляционных систем, которые можно обустроить в гараже. У каждой из них есть как достоинства, так и недостатки, которые мы и рассмотрим более подробно.

  1. Естественная вентиляция в гараже предполагает наличие минимум двух отверстий с воздуховодами, для естественной циркуляции воздуха. Воздухооборот осуществляется за счет разницы температуры воздуха, между помещением и улицей. Это наиболее востребованный тип циркуляции воздушных потоков у большинства автолюбителей, так как наиболее дешевый и независящий от электричества, и его всегда можно обустроить собственными силами с минимальными и финансовыми затратами.
  2. Комбинированная. Этот вид предполагает естественную вытяжку воздушных масс и принудительный его приток, или наоборот: естественный приток и механическая вытяжка. Такая система объединяет в себе все положительные качества, естественно, и механической системы проветривания. Она хороша для тех гаражных помещений, в которых нет проблем с электричеством. Всегда можно увеличить циркуляцию воздушных потоков увеличив производительность вентилятора и сечение воздуховодов.
  3. Принудительная. Полностью принудительная циркуляция воздушных масс предполагает наличие механического притока и вывода воздуха. В принципе, обустроить самостоятельно простейшую вентиляцию такого типа довольно несложно, если знать принципы расчета мощности приточных и вытяжных вентиляторов и расчета сечения воздуховодов. Покупку и установку уже готовых, моноблочных систем в гараже, мы рассматривать не будем, так как начальная стоимость самой бюджетной версии такой вентиляции начинается от 2 тыс. у.е, а это сопоставимо с подержанным, но находящимся в рабочем состоянии, практически любым представителем советского автопрома. У механической вентиляции есть один существенный минус – энергозависимость: есть свет – есть вентиляция, нет электричества – приходится дышать угарным газом.
Читайте также:  Вентиляция жилой дом с подземным гаражом

Без этого этапа практически невозможно обустройство правильной вентиляции в гаражном помещении. При проектировании системы вентиляции в гараже должны быть учтены следующие моменты: площадь и высота гаража, сколько машин в нем размещается одновременно, мощность силовой установки и тип топлива (бензин, дизель,). В проекте должны быть точные места размещения приточного и вытяжного воздуховода, с диаметрами отверстий под них. Следует учитывать наличие в гараже смотровой ямы, погреба или овощной ямы, к которым также следует предусмотреть проветривание.

Для правильного расчета естественной вентиляции любого помещения, нужно обращаться в специализированные конторы, которые эффективно, а главное точно рассчитают вам мощность приточных и вытяжных вентиляторов, а также нужного сечения воздуховодов. Кроме того, эти фирмы очень точно помогут вам расстаться со значительной суммой денег в собственном кошельке. Мы расскажем вам, как самостоятельно рассчитать вентиляцию гаража, схема которой один приточный воздуховод, а один вытяжной.

Правила самостоятельного расчета воздуховодов

На самом деле, в этом нет ничего сложного, если знаешь некоторые правила расчета. Для естественной вентиляции на 1 м.кв площади гаража нужно 15 мм.кв сечения воздуховодов. Пример: На стандартный гараж, размерами (5м. х 3 м.) = 15 м.кв, вам потребуется вентиляционная труба диаметром (15 х 15) = 225 мм .

Если вы решили реализовать механическую, одноканальную вентиляцию гаража, то следует руководствоваться правилом расчета воздуховодов, диаметр которых должен быть не менее чем 0,3% от общей площади «домика для автомобиля». По такому же принципу рассчитывается и вентиляция погреба в гараже. Все просто, и денег за расчеты платить никому не надо.

Для этого типа вентиляционной системы действительно нужны определенные условия.

  • Вентиляционные отверстия должны быть правильно расположены и определенного диаметра. О том, как рассчитывать их величину мы говорили выше, а расположение их должно быть таким: два отверстия, по диагонали помещения, располагающиеся одно от пола, а другое от потолка на 10 см.
  • Вентиляционные трубы должны быть: приточная – подсоединенная коленом 90° к отверстию в нижней части стены, должна иметь высоту от земли 30 см. Верхняя часть этого воздуховода обязательно закрывается металлической сеткой и зонтом, для предотвращения попадания внутрь гаража мусора, грызунов и т.д. Вторая вентиляционная труба – вытяжная, монтируется к верхнему стеновому отверстию, коленом под 90°, и поднимающаяся выше уровня верхней точки крыши на 50 см. Труба также должна закрываться зонтом, чтобы внутрь не попадали атмосферные осадки, листья и т.д.

В идеале, между верхними точками приточной и вытяжной вентиляционной трубы, должно быть три метра разницы. При таком расположении создается идеальный перепад давления для хорошего вентилирования гаража. Но иногда погодные условия могут сделать так, что даже идеально рассчитанная и выполненная система будет давать сбой. В таком случае можно обустроить в собственном гараже комбинированную вентиляционную систему.

Комбинированная вентиляция в гараже своими руками делается не сложнее естественной, правда с несколько большими финансовыми затратами. В приточный воздуховод встраиваем вентилятор: благодаря созданию избыточного давления в помещении, загрязненные воздушные массы выталкиваются и замещаются свежим. Все может делаться и наоборот: в вытяжку встраивается вентилятор. Вытягивая отработанный воздух, в помещении создается разряжение, при котором через естественный приток поступают свежие воздушные потоки.

Для такой системы есть одно ограничение по расположению входного и выходного отверстий: они не должны находиться на одной линии, друг напротив друга. В такой системе важным фактором эффективности является производительность вытяжного вентилятора. Рассчитать его самостоятельно достаточно просто: либо обратиться к СНИП, где сказано, что приток свежего, и соответственно выход отработанного воздуха должен быть не менее 180 л/ч.

Второй вариант, рассчитать мощность вентилятора, в зависимости от объема помещения. Для гаража было бы очень неплохо, если бы воздух полностью в нем сменялся, хотя бы 5-7 раз в час. Чтобы рассчитать, какая производительность вентилятора вам понадобится, нужно объем гаража (длина х ширина х высота) умножить на кратность воздухообмена, в нашем случае на 5. Полученная цифра и будет рекомендованной производительностью вытяжного вентилятора в час.

Важно!
Помните, чтобы комбинированная вентиляционная система работала эффективно, нужно, чтобы воздуховоды были соответствующего диаметра. Если вы делаете комбинированную вентиляцию с механическим притоком, то нужна естественная вытяжка. Которая будет справляться с выводом воздуха такого объема. Если в таком типе вентиляции механическая вытяжка, то следите за тем, чтобы приточный воздушный поток мог поступать в соответствующем объеме.